Приятели считали его образцом респектабельности и той самой «английской» чопорности, о которой любят говорить иностранцы. Мэтью Робинсон и правда долгое время был солидным и влиятельным джентльменом, чьё слово имело немалый вес в высших кругах.
Но однажды он решил отправиться в отпуск подальше от туманного Лондона. Вернувшегося лорда Рокби не могли узнать даже его родные. Теперь практически каждые его поступок или высказывание вызывали потрясение и изумление окружающих. Что же так изменило Робинсона, превратив его в одного из самых известных чудаков прошлого?
Вполне приличный джентльмен
Мэтью появился на свет в 1713 году в многодетном и весьма знатном семействе. В дальнейшем многие представители рода Робинсонов прославятся на поприще литературы или в духовной сфере. Словом, семья Мэтью была образцовой для Англии того времени.
С ранних лет юный Робинсон проявлял интерес к изучению наук, отличался прекрасным воспитанием и был приятным собеседником. По сути, мальчик уже в детстве усвоил все принципы, по которым жил высший свет. Чтобы занять в нём достойное место, требовалось обладать значительным состоянием, высоким происхождением и изысканными манерами – всё это у Мэтью было, а потому со временем он стал истинным джентльменом, к словам которого прислушивались, а мнение ценили.
Стоит сказать, что проложить тропу к этой «социальной верхушке» Робинсону в немалой степени помогла кончина его дядюшки, как бы парадоксально это не звучало. После смерти родственника к Мэтью перешёл титул покойного – он стал именоваться лордом Рокби. Это позволило ему претендовать на высокие места в различных организациях и клубах, благодаря чему Робинсон стал весьма видной политической фигурой.
«Человек-амфибия»
В 1746 году он стал членом Королевского общества. И если многим аристократам приходилось доказывать свою состоятельность, чтобы получить такое место, то в случае с Рокби всё оказалось иначе. Его рекомендовали другие представители общества, причём все они отмечали, что лорд – человек образованный, истинный интеллектуал, способный принести огромную пользу стране.
По сути, этот джентльмен и правда сделал немало полезного для Англии. Но всё же, устав от трудов, решил выхлопотать себе отпуск. Отдыхать в сером туманном Лондоне Рокби не хотел, а потому решил отправиться к приморским берегам. По правде сказать, ничего необычного – так делали многие знатные персоны. Вот только по возвращении Робинсона не могли узнать даже его закадычные приятели.
Пробыв пару месяцев у моря, Рокби заметил, насколько большую пользу организму приносит купание. Этот человек явно не любил полумер, а потому решил, что станет купаться каждый день по несколько раз. Он и правда стал много времени проводить в банях и за принятием водных процедур. Но это были только «цветочки».
Новоявленный «человек-амфибия» решил отращивать длинную бороду и не позволял цирюльникам её стричь. Когда он появлялся в обществе, многие замирал и теряли дар речи, потрясённо уставившись на лорда. Его борода почти достигала колен, причём была такой густой, что виднелась даже из-за спины Рокби. Конечно, всё это совершенно противоречило моде той поры, а потому вскоре Мэтью Робинсона стали считать самым эксцентричным чудаком Англии. Но как он умудрился прогневать церковь?
Причуды лорда
Когда среди светской публики в театре вдруг появлялся коренастый мужичок, густая борода которого почти полностью скрывала дорогой камзол, народ невольно замирал и умолкал. Забыв обо всех приличиях, дамы пялились на лорда Рокби, а тот невозмутимо шествовал к своей ложе. Впрочем, это было только начало «представления».
Когда спектакль заканчивался, лорд начинал критиковать нравы и общественность, заявляя о том, что люди превращаются в скотов и совершенно отдалились от природы. А ведь некогда этот человек считался утончённым интеллигентом, едва ли не самым известным лондонским интеллектуалом.
И если прежде значительная часть жизни Рокби проходила в столице, то теперь Лондон его мало интересовал. Большую часть времени Мэтью проводил в провинции, хотя это не мешало ему заниматься важными делами и даже подниматься на новые ступеньки карьерной лестницы. В Хайте он построил для себя хижину, а в окрестностях установил много небольших фонтанчиков. Когда Рокби шёл по парковой дорожке, вода обильно поливала его. Кстати, своему слуге, который явно не хотел вымокнуть до нитки, лорд позволял ехать следом в экипаже.
Две жизни
Вероятно, во время того отпуска, изменившего лорда, он решил, что человек должен быть более естественным и близким к природе. Правда, в случае с Рокби эти принципы доходили до абсурда. Так, к примеру, сестра Робинсона, миссис Монтегю, писала своей знакомой:
«Брат Робинсон подражает великому Диогену и другим ... он ведет жизнь в Лондоне и ведет такую уединенную и серьезную, что со стороны кажется мудростью».
Несмотря на свои эксцентричные, но вполне мирные увлечения, лорд Рокби сумел вызвать негодование церковников. Однажды, находясь в столице, он заявил, что молиться Богу нужно не в церквях, а на естественных «алтарях» земли. Конечно, церковь такие слова возмутили и разгневали, но Рокби был равнодушен к общественному мнению.
По сути, Мэтью Робинсон вёл две жизни – светскую и уединённую. Разумеется, вторая нравилась ему куда больше первой. Постепенно он, как и следовало ожидать, удалился от дел и перебрался в свою хижину, которая стала для аристократа маленьким земным раем. «Английский Диоген» мирно умер в своей постели в 1800 году. В ту пору ему уже исполнилось 87 лет, он был вполне счастлив. Странный и чудаковатый лорд сумел найти то, что остаётся недосягаемым для многих людей, а именно – гармонию.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))