К журналу «Новая литература», выпуск января 2024.
Светлана Бедункевич «Кукла Маша» (сборник стихотворений)
Я не специалист по стихам. Я их почти никогда не читаю. Однако кое-что я узнала о них, когда обучалась в университете (в меньшей степени) и когда читала статьи Корнея Чуковского о стиховой культуре (в куда большей). Их проглядишь - и волей-неволе начнешь кое-что понимать.
Там он писал:
Вот, например, «Букварь» Фортунатовой и Шлегер – отличный букварь, хотя его теперь кое-где и побранивают. Первые его страницы кажутся мне безупречными, преподавать по этому букварю – удовольствие… покуда дело не дойдет до стихов. А чуть появились стихи, хватаешься за голову и стонешь.
Вот завод!
Тракторы колхозам дает.
Много тракторов в год
Дает этот завод.
Не ямб, не хорей, не поэзия, не проза. Дилетансткая слякоть.
Когда в том же букваре я читаю такое противоестественное (в ритмическом отношении) двустишие:
Нам заводы помогли,
Нам заводы выслали, —
Мне вспоминается читаннный мною в детстве стишок:
Полна корзина здесь яиц,
Что мы имеем от куриц»
Его главная, которая проходит красной нитью через все статьи, звучит так:
Если дети обучаются пению, слушанию музыки, ритмической гимнастике и пр., то тем более необходимо обучить их восприятию стихов, потому что детям, когда они станут постарше, предстоит получить огромное стиховое наследство от Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского, Байрона, Гете, Гюго.
Сами понимаете, что после таких слов на поэзию будешь смотреть иначе. Особенно на не очень удачную.
Вот первое стихотворение «Новогодняя сказка».
Ког/да/ звёз/ды/ в не/бе/ си/я/ют/ яр/ко
И сказ/ки/ рас/ска/зы/ва/ют/ про чу/де/са,
Вол/шеб/на/я/ вью/га/, слов/но/ бун/тар/ка,
Жа/лит/ сне/гом/ и вет/ром/ буд/то/ о/са
Но/во/год/ня/я/ сказ/ка/ нас/ ок/ры/ля/ет,
У/ле/та/ем/ в стра/ну/ доб/ра /и чу/дес.
Бой/ ку/ран/тов/ меч/ты/ всег/да/ ис/пол/ня/ет,
Вол/шеб/ством/ о/ку/тан/ и го/род/, и лес/
Это не слишком похоже на какую-либо силлабо-тоническую стопу. Скорее Бедукевич воссоздала силлабическую систему стихосложения, которая использовалась в 18 веке. Вот как в «Сатирах» Кантемира:
Что так смутен, дружок мой? Щёки внутрь опали,
Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали?
Цугом ли запрещено ездить, иль богато
Платье носить, иль твоих слуг пеленать в злато?
Похоже.
Но ещё в стихах должна быть выверенная логика, а тут с ней тоже перебои. Вот в первом четверостишии - как могут быть во время вьюги видны звёзды? И с чем в итоге сравнивается вьюга - с бунтаркой или с осой? Непонятно.
Первые две строки второго четверостишия в принципе хороши - лирические герои улетают на крыльях новогодней сказки. Но почему-то эта линия не продолжена в двух других строчках - автор сразу переходит на бой курантов и на окутывающее город волшебство. Но почему городу противоставляется лес, а не, скажем, деревня. К тому же там могут слышать бой курантов по радио, а в лесу его никак не услышишь.
Я не говорю, что хороших мест тут вовсе нет. Мне особенно понравилась строчка из стихотворения о кукле Маше «Никогда не потеряю к тебе интерес». Потому что это действительно чувствительный момент. В детстве наши игрушки - полноправные члены семьи. Мы создаем с ними целые миры. И может возникнуть мысль - куда же всё это потом девается, после вырастания? Просто растворяется?
Чтобы эти вопросы не вставали, один из выходов - никогда не терять связи со своими любимыми игрушками. Если они мягкие, продолжать спать с ними. Если жёсткие - лошадки, домики, кубики - то держать на виду, как украшение, и иногда брать их в руки. Такой выход предлагает Светлана Бедукевич.
В общем, я не говорю, что у Светланы Бедукевич совсем нет потенциала - хотя бы потому что её стихи добрые. Каждый ребенок, удовольствием бы читал их на утренниках в садике или на празднике новогодней ёлки в начальной школе. Однако до этого надо над ними весьма серьезно поработать.
https://newlit.ru/~bedunkevich/7426.html
От того, что мне не очень понравилось, перейдем к тому, что мне очень понравилось.
Александр Тажбулатов. Разговор с художником (сборник художественных работ)
Александр Тажбулатов в своём творчестве ориентируются не на произведения других фотографов, а на творения знаменитых живописцев. Теперь это модный подход, но Александр Тажбулатов делает это не в качестве прикола («Смари, как у Да Винчи!»), а по-настоящему работает в таком стиле, преобразуя его и наделяя своим содержанием.
Вот «Портрет молодой женщины» - прямой наследник «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера. Однако это не копия и не подражание. Александр Тажбулатов сделал свою работу предельно минималистичной, оставив только лицо и шею на совершенно тёмном фоне. Вероятно, для того чтобы зритель полностью сосредоточился на карих глазах и легчайшей, едва заметной улыбке.
«Мадонна с яблоком» прической и гладким лицом апеллирует к «Даме с горностаем» Да Винчи, однако фотопортрет куда более минималистичен, - и куда более красочен. Русые волосы, платье цвета фуксии и желтоватое яблоко образуют запоминающуюся комбинацию. Световой акцент на руках и лице напоминает Рембрандта («Бездомный питерский поэт Свет» вообще безукоризенно вписывается в ряд «рембрандтовских стариков») А вот «Портрет пожилого человека в базилике святой Екатерины» темными цветами и композицией отсылает к Эль Греко.
Но по-настоящему меня изумила работа «Разговор с Ван Гогом». Я не знаю, какими средствами Александру Тажбулатову удалось воссоздать те самые тёпло-грязноватые цвета, которыми прославился Ван Гог. Воссоздать - и сотворить натюрморт, подобный «Стулу Винсента с трубкой».
Александр Тажбулатов ориентируется не только на художников - у него есть работы и в своём уникальном стиле. Вот «Портрет Анны» - тут тоже тёмный фон, но много деталей, цвета приглушенно-тёплые, а взгляд не столь спокойный, как на «Портрете молодой женщины», и не совершенно отстраненный, как у «Мадонны с яблоком». Анна смотрит зрителю в глаза живо и даже несколько насмешливо.
Однако не может же всё быть идеально? Да, не всё. На мой взгляд, «Портрет девушки в светлом» не очень удачен. Я так и не поняла, чего пытался добиться фотограф, но выглядит так, будто он наложил на фото фильтр из запрещенного Инстаграмма. Да и с названием какие-то аномалии. «В светлом» подразумевает светлую одежду. А фотография, скорее, похожа на «Портрет девушки в свете».
Но в целом - исключительная подборка. Ознакомиться с ней - честь.
https://newlit.ru/~tazhbulatov/7427.html