А НА САМОМ ДЕЛЕ К СЕБЕ...
Часто начинающие авторы, садясь за написание сценария, стараются "накрутить сюжет", придумывая невероятные повороты. И забывают, что история начинается с героя и необычной ситуации, в которой он оказался (но в ней мог оказаться только ОН, только ТАКОЙ героя - и начать действовать сообразно своей сути).
В этом материале приведено 20 вопросов, которые я предлагаю задать вам себе о своем герое (будь он главный персонаж или второстепенный). Эти вопросы приведены в виде заданий для самостоятельного выполнения. Вряд ли вам удастся выполнить их сразу (этот текст - выжимка сценарного марафона #главныйгерой, который проходил в течение месяца на моем телеграм-канале https://t.me/jascenarist), а некоторые из заданий вам покажутся глупыми или необязательными (вполне возможно, что так и есть))). Но уверена, большая из часть может оказаться полезной на любом этапе работы над сценарием.
1. Напишите о вашем главном герое ёмко в одной фразе.
2. Ваш герой похож на вас? Что вас объединяет?
Позволю вспомнить здесь Вики Кинг: “Не будем ходить вокруг да около. Ваш главный герой - это вы. Какой главный вопрос стоит перед вами сейчас? Что вы надеетесь найти?“ (Вики Кинг. Как написать кино за 21 день).
3. Предлагаю вам найти предмет-символ вашего героя. Он будет вдохновлять вас и настраивать на работу этот месяц.
Ограничений нет. И этот предмет не обязательно должен находиться у вас дома)) “Ночь, улица, фонарь, аптека…”)) Лучше, чтобы это был реальный предмет, который будет возникать перед вами регулярно: чтобы его можно было потрогать, понюхать, обнять, обойти, слышать и видеть при разном освещении - чтобы было задействовано как можно больше органов чувств, а значит и нейронов головного мозга.
4. Имя вашего героя? Что для вас значит это имя? Что в нем вам отзывается? Почему для главного героя вы выбрали именно его?
Я всерьез думаю, что имена нам даны не только для обозначения, но что имя в том числе определяет характер и энергетику человека.
К слову, все мои главные героини - Наташи))) Потому что пишу я чаще всего про себя. Сегодня утром размышляла, как еще могли бы звать мою героиню в недоделанном сценарии. Почти уже решила, что Катя, но потом все равно почувствовала фальшь и вернулась к прежнему варианту))
5. Возраст вашего героя? Порассуждайте над ним, ответьте, почему вам интересен герой именно такого возраста, что для вас этот возраст...
6. Выбираем книгу на этот месяц, которая поможет нам работать над персонажем. Вовсе не обязательно, чтобы она была связана со сценарным мастерством. Она может быть связана с вашим героем (его биографией, характером, профессией, мечтой и т.д.)
7. Внешность героя. "Играет" ли она важную роль в его жизни? И как меняется при выражении "крайних" эмоций?
8. Кто ваш герой по профессии? И как она влияет на вашу историю?
Профессия, как любая “составляющая” вашего персонажа, не должна быть случайной. Она может определять его характер (и быть определяема ею), мотивацию, окружение и т.д.
9. Нарисуйте (или создайте коллаж) своего героя.
Возможно, вам захочется раскрасить его каким-то определенным цветом/цветами, которые выразят его энергетику. Или подчеркнуть изображением какое-то его внутреннее качество.
10. Что должен преодолеть ваш герой, зачем и какой ценой?
11. Помните: зритель подключается к ПЕРСОНАЖУ, а не к истории, и следит за тем, что ОН делает.
Как думаете, за счёт чего зритель подключится к вашему герою?
И обратное задание:
- когда смотрите кино, ловите: на каком моменте вы подключайтесь к герою?
12. За что вы любите своего героя? Возможно, именно за это его полюбит и зритель.
13. Найдите референсных персонажей вашему ГГ (то есть героев других фильмов, которые похожи на вашего).
14. Где обитает ваш главный герой, каково его жилище изнутри, отражает ли оно его характер, положение, жизненную ситуацию.
Сделайте подборку референсных изображений или коллажей. И периодически возвращайтесь к ней.
15. Работаем над окружением главного героя.
- семья
- друзья
- враги
- сослуживцы/начальники
Сначала выписываем списком, пишем все, что знаем о них, ищем референсные изображения. Возможно, у них есть какая-то отличительная черта? Или к ним также можно подобрать предмет-символ, цвета, для выражения ауры/энергетики ?
16. А теперь пропишите для каждого из них его ПРАВДУ.
17. Опишите детство-отрочество-юность своего главного героя.
18. Возьмите чистый блокнот (несколько листов) и не торопясь запишите в него все, что вы знаете о своем герое. Все-все, о чем мы говорили ранее и не говорили. Даже если фантазия унесет вас далеко-далеко.
Когда вы напишете все-все, что пришло вам в голову (или просто вам надоест) - только тогда перечитайте свои ответы на предыдущие вопросы и сравните с тем, что написали в этот раз. Возможно, то, что вы писали ранее, покажется вам уже не столь точным, верным. За это время ваше представление о герое тоже могло измениться. Возможно, старые записи в сравнении с новыми натолкнут вас на свежие идеи, напомнят что-то…
19. Дайте герою слово.
Давайте заставим вашего главного героя подать голос. Напишем его монолог или даже диалог.
Подумайте о специфике его речи, которая, конечно, отображает и социальный статус, и образование, и профессию, и круг общения.
Есть ли у него особое словечко?
А может быть ему свойственно во время общения покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки?
20. Ну и последнее и самое сложное: сформулируйте арку вашего героя.
АРКА ГЕРОЯ - это необратимые изменения, возникающие во время его “большого путешествия” (второго акта и кульминации, по сути). Третий акт истории показывает нам обновленную жизнь и героя и поступки его - обновленного.
Если вы дошли до конца, напишите, какие упражнения оказались вам полезны, а какие нет. Буду признательна за обратную связь! И пусть ваш главный герой достигнет желаемого - как и вы!