Недавно мы рассказывали о московских проектах знаменитого Алексея Щусева и самых известных зданиях Константина Мельникова. Сегодня предлагаем вам познакомиться со знаковыми работами Константина Тона — основоположника русско-византийского стиля и мастера, который оказал существенное влияние на архитектурный облик Москвы.
В народе легендарное здание на Волхонке иногда называют храмом четырех монархов. Изначально собор планировалось возвести на Воробьевых горах. Строительство под руководством архитектора Александра Витберга стартовало при Александре I. Через несколько лет, во время правления Николая I, работы были остановлены, по официальной версии, из-за ненадежности почвы. Тогда император выбрал для будущего здания другое место и новый проект авторства Константина Тона. Стройка продлилась больше 40 лет и завершилась только при Александре II. Освящение собора пришлось отложить из-за смерти правителя, и торжественная церемония состоялась только в 1883 году после коронации Александра III.
В 1931 году при советской власти сооружение было разрушено, но в 2000 году его воссоздали в прежних архитектурных формах с новыми элементами в оформлении.
Николай I задумал строительство новой императорской резиденции в Кремле на месте бывшего дворца Елизаветы Петровны. Проект архитектурного ансамбля был поручен Константину Тону, сооружения должны были сочетать «все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Мастер вместе с командой возвел Большой Кремлевский дворец и гармонично вписал свое русско-византийское творение в исторический ансамбль площади.
Измайловскую Николаевскую военную богадельню Николай I решил возвести в честь 25-летия победы в войне 1812 года. Местом был выбран Измайловский остров, на котором тогда располагалась пришедшая в упадок усадьба. Три корпуса — два солдатских и один офицерский — были пристроены к Покровскому собору, который в итоге стал военным православным храмом. Архитектурный комплекс также включает множество построек, в числе которых чугунные ворота, квартиры чиновников, цейхгауз, лудильня, конюшня, прачечная и даже сушильня для белья.
Первый железнодорожный вокзал Москвы был открыт в 1849 году и с тех пор сменил несколько названий: Петербургский, Николаевский, Октябрьский и Ленинградский. Творение Константина Тона в русско-византийском стиле было дополнено уникальным для своего времени металлическим дебаркадером, который не сохранился при реконструкции 1970-х. До наших дней в неизменном виде дошла часть здания, выходящая на Комсомольскую площадь, а также круговое депо, признанное объектом культурного наследия.