Вопрос, стоит ли ребёнку учить иностранные языки, в современном мире, скорее, риторический. Все мы уже, конечно, слышали, что ребёнку проще, чем взрослому, учиться новому, в том числе и языку.
Наш мозг способен обучаться даже в очень солидном возрасте. Например, Лев Толстой начал учить японский в 83 года, а всего он разговаривал на 13 иностранных языках. Но всё же с возрастом пластичность мозга уменьшается, хотя и не утрачивается окончательно.
Так с какого возраста стоит начинать погружение ребёнка в иностранный язык? «Как можно раньше», - самый распространённый ответ на тематических форумах и ресурсах. И далее идёт своеобразное «соревнование» психологов и педагогов: шесть лет, четыре года, три…
Может, тогда уже будучи в положении маме начинать читать вслух своему будущему ребёнку книги на иностранном? Тут, конечно, есть зерно истины, ведь голос мамы действует успокаивающе, и такой ребёнок, по мнению учёных, начнёт раньше говорить.
Однако всему своё время: думаем, стоит найти баланс между беззаботностью детства, играми, развлечениями и активным обучением. Хотя само обучение иностранному языку можно проводить в виде игры, просмотра мультиков, заучивания несложных детских стихов. Главное – увлечь ребёнка новым занятием и поучаствовать в этом вместе с ним.
Но вернёмся к научным аргументам, в соответствии с которыми мозг маленького человека к появлению на свет содержит почти полный набор нейронов, а к двум годам жизни их накопление практически закончено. Связей же между нейронами у ребёнка в 2,5 раза больше, чем необходимо, и далее ненужные из них отсеиваются.
Уже в 4 года малыш хорошо осваивает родную речь, а к шести годам – окончательно формируется первичная кора головного мозга. Поэтому именно 6-7 лет, когда мозг человека уже готов к решению сложных задач, – тот возраст, с которого во многих странах начинается школьное образование.
Полное владение даже родным языком складывается только к 20-25 годам.
Однако, по мнению психологов, после 17 лет освоить иностранный язык до полного слияния с иноязычным окружением гораздо сложнее.
Согласно эксперименту по знанию грамматики английского языка Лаборатории когнитивных наук и психолингвистики Парижа, в котором участвовало 600 тысяч опрошенных разного возраста (были и те, для кого этот язык родной, и также выучившие его позднее), обучение языку надо начинать в 10—12 лет путём непосредственного погружения в иноязычную среду, или в 8—9 лет, если учите его в школе в своей стране.
Похожие данные были получены специалистами центра нейро- и когнитивных наук Массачусетского технологического университета (MIT), исследование опубликовано в журнале Cognition.
Таким образом, к старшим классам школы многие дети уже далеко не новички в иностранных языках. И как мы поняли, учёные согласны с ранним стартом. Однако не во всех школах языки преподаются в том количестве часов, которое приведёт к свободному владению языком.
А иногда сам интерес к языку у подростка может проснуться уже к окончанию школы, когда более-менее определится сфера его интересов или, например, просто понравится общаться в путешествиях или в интернете с ровесниками, говорящими на других языках.
В любом случае, для изучения языка нужна система и постоянность. Такую системность дают вузы, где иностранным языкам учат не для галочки, а много, интенсивно, интересно.
Поэтому идите учить языки сразу в ведущий языковой вуз, не тратьте силы и время впустую. Так, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России предлагает школьникам ряд языковых программ (https://kursy.vavt.ru/english#pro).
А если прямо сейчас вы думаете, чем занять ребёнка на каникулах – приходите в летнюю Языковую школу ВАВТ. Вот ссылка https://summercamp.vavt.ru/