— Баб Ань, ну что там? Приедет? — нетерпеливо воскликнула Мария, выглядывая из-за спины пожилой женщины, которая сгорбившись сидела за столом и держала дрожащими пальцами письмо.
Баба Аня вчитывалась в каждую букву, словно пыталась прочувствовать то, что хотел передать автор этих строк. Она нервно повела плечами, пытаясь отмахнуться от назойливой девушки. Но Марии не терпелось узнать, что же там написано на этот раз.
— Ну? Ну что там? — уже более тихо спросила Маша и с надеждой посмотрела на Анну.
— Ничего — разочарованно промолвила женщина. Она аккуратно сложила письмо и попыталась засунуть его обратно в конверт, но у неё ничего не вышло. Скрюченные пальцы не хотели слушаться. Анна Фёдоровна плевалась, нервничала и продолжала запихивать неподдающийся листок. Закусив нижнюю губу, она подняла полные слез глаза и растерянно посмотрела на Машу. Девушка выхватила письмо из её рук и аккуратно убрала в конверт, который баба Аня тут же сунула себе под подушку. Мария знала, что потом она ещё не раз достанет его из-под подушки и зачитает до дыр, но ничего не сказала. Встав из-за стола, девушка поставила чайник и посмотрела в окно.
— Помыть не мешало бы, — задумчиво промолвила Маша — весна всё-таки идёт. Она оторвалась от окна и с улыбкой на лице повернулась к Анне Фёдоровне. Женщина всё также сидела у стола и теребила свой старый передник. Словно вынырнув откуда-то из своих мыслей, она подняла уставший взгляд на Марию и кивнула.
— Вот завтра с утречка прибегу и помою — радостно заверила её девушка и пошла наливать чай.
— Чтобы я без тебя делала, Машенька. Спасибо — ласково прошептала Анна и украдкой вытерла слезу.
— Да будет вам, мне в радость. Всё равно одна живу — успокоила её девушка и нежно похлопала по руке.
Они жили по соседству в небольшом посёлке. Мария, рано похоронив родителей, осталась совсем одна, также, как и Анна Фёдоровна после смерти мужа. Только, в отличие от Маши, у Анны в городе жила единственная дочь Наталья. Она после школы не захотела оставаться в родном селе и уехала в город учиться, да так там и прижилась. Родители с радостью поддерживали все начинания своей дочери и чем могли, помогали. А она старалась все каникулы проводить с ними рядом. Но, после смерти отца, Наталья всё реже и реже стала появляться в посёлке. Анна Фёдоровна безумно скучала по дочери. После смерти мужа она сильно сдала и теперь ждала каждой встречи с Ташей, которая была её единственной отрадой. Она писала многочисленные письма, отправляла половину своей пенсии и посылки со своими заготовками, всё, чтобы её девочка ни в чем не нуждалась. Однако, Наталья неохотно отвечала на письма, ссылаясь на большую занятость на работе. А посылки и вовсе отправляла обратно, утверждая, что в городе и так всё купить можно. Анна Фёдоровна сильно обижалась и даже плакала по ночам, ведь она с такой любовью закручивала эти огурцы, кабачки и лечо, варила варенье из разных ягод, сушила грибы и листья для ароматного чая.
— Ну вот ты мне, старой скажи, разве в городе такое можно купить? — разочарованно спрашивала женщина у Маши, разбирая очередную посылку.
— Да что вы, такие хрустящие огурчики только вы умеете делать — поддерживала девушка, пришедшая её проведать. За последнее время они очень сдружились и Маша помогала Анне Фёдоровне по хозяйству. А та взамен угощала её своими закрутками, которые девушка с радостью принимала. Так и жили. Маша очень жалела Анну Фёдоровну и злилась на Наталью, которая никак не могла найти времени, чтобы навестить мать. И, однажды, она решила сама написать ей письмо. В письме Маша подробно расписала все страдания и переживания Анны Фёдоровны и указала свой адрес, чтобы получить ответ. Спустя время письмо пришло. Но, в нём было совсем не то, что надеялась увидеть девушка. Читая письмо, она поверить не могла своим глазам. Весь листок был полон ядовитых, оскорбляющих фраз.
“Да кто ты такая, чтобы указывать, что мне делать? Глаз положила на родительский дом? Не дождёшься! Знаю я таких проходимцев! Не смей больше и близко приближаться к моей матери, а не то…” Дальше девушка читать не стала. Скомкав письмо, она швырнула его в печь и яростно пошевелила угли. Листок, охваченный пламенем тут же сгорел, не оставив ни кусочка. Маша злобно смотрела на огонь и не понимала почему люди такие жестокие. Ничего не сказав Анне Фёдоровне, она с ещё большим упорством принялась за ней ухаживать. Видя, как ей плохо, она хотела подарить как можно больше своего тепла и заботы. Ничего не подозревающая женщина всё также продолжала писать письма дочери и ждать ответа. Но, Наталья и вовсе перестала ей писать. А вскоре дошли новости о том, что она вышла замуж. Наталья Фёдоровна после этого совсем слегла и больше не вставала. Она целыми днями задумчиво смотрела в окно пока не начинало темнеть, а после отворачивалась к стенке и закрывала глаза. Спала ли она, Маша не знала. Она каждую ночь проводила у кровати Анны Фёдоровны, читая книги и прислушиваясь к её дыханию. Девушка винила себя во всём, но ничего не могла исправить. Ведь до её письма, Наталья хоть как-то писала и отвечала матери, а теперь тишина. Она маялась, не зная как сообщить об этом женщине, да и не понимала надо ли. Анне Фёдоровне с каждым днём становилось всё хуже и хуже. Она часто бредила во сне, зовя свою Ташу.
А однажды днём она пришла в себя и посмотрела на Машу такими же чистыми глазами, как раньше.
— Машенька, — улыбаясь промолвила она и протянула руки к девушке — напиши Наталье, попроси, чтоб приехала, может быть тебя послушает. Женщина попыталась приподняться в кровати, но тело её не слушалось. Маша осторожно подхватила её за спину и подняла подушки повыше.
— Не послушает — медленно промолвила девушка, пряча от неё глаза. Она аккуратно подоткнула одеяло с двух сторон и погладила женщину по руке.
— Ты попробуй, милая. Мне бы хоть одним глазком взглянуть на неё перед смертью — умоляюще воскликнула Анна Фёдоровна, вцепившись в Машу костлявой рукой.
— Я пробовала. Она не приедет — опустив голову, ответила Маша. Ей было больно говорить правду и рушить надежды этой доброй женщины, но она больше не могла видеть её мучения. Взгляд Анны Фёдоровны потух. Слеза скатилась по морщинистой щеке и упала на подушку, оставив мокрый след. Женщина устало вздохнула и отвернулась к стене. Утром её не стало. Мария выслала телеграмму Наталье.
Наташа стояла на кладбище у могилы той, к которой так и не успела приехать. Длинное чёрное платье, развевалось по ветру, цепляясь за траву. Потеряв мать, Наталья поняла, какую огромную ошибку она совершила. Она пожалела о том, что не уделяла Анне Фёдоровне больше времени и внимания. Но теперь уже ничего нельзя было исправить. Наташа посадила на могиле цветы и пообещала, что будет ухаживать за ними. С тех пор она часто навещала могилу своей матери, где молча стояла и просила прощения. Мария каждый раз приходила вместе с ней и рассказывала о том, как Анна Фёдоровна скучала и как сильно ее любила.
С того дня Наталья стала ценить каждый момент, проведенный со своими близкими. Она поняла, что самое главное в жизни - это человеческие отношения и что следует дорожить каждой минутой, проведенной с любимыми людьми.