Найти тему
Грохот Истории

Один из лучших выпускников 1941 — Степан Микоян. С таким отцом он мог бы сидеть в кабинете

Микоян Анастас Иванович
Микоян Анастас Иванович

С раннего детства Степан Микоян грезил авиацией. Когда по радио передавали о рекордных перелетах Чкалова, Гризодубовой и других прославленных летчиков, мальчишка затаив дыхание слушал эти невероятные истории. Степан зачитывался книгами о покорителях неба, мечтая однажды тоже оказаться за штурвалом могучего самолета.

Его дядя Артем Иванович работал конструктором в военно-воздушной академии. Бывая у него в гостях, Степан с восторгом разглядывал чертежи аэропланов и слушал увлекательные истории из жизни авиаторов. После таких визитов желание стать летчиком у парнишки только крепло.

В 1937 году в Москве открыли спецшколу, готовившую кадры для армии. Степан с друзьями Тимуром Фрунзе, Василием Сталиным и другими ребятами тут же подали заявления. Он проучился там два года, осваивая строевую и артиллерийскую подготовку. А в 1940-м Степана приняли в легендарную Качинскую авиашколу под Севастополем.

Степан Анастасович Микоян
Степан Анастасович Микоян

5 сентября он впервые самостоятельно поднялся в воздух на учебном биплане У-2. Парень ловил каждое мгновение этих невероятных ощущений: ветер, бьющий в лицо, рев мотора, изменчивый ландшафт под крыльями.

Степан жадно впитывал науку пилотирования, проводя за штурвалом ястребков И-16 и УТ-2 целые сутки. И уже в июне 1941-го он считался один из лучших выпускников.

Когда ранним утром 22 июня их подняли по тревоге, никто ещё не знал о начале войны. Лишь услышав речь Молотова, курсанты поняли - грянула Великая Отечественная.

Степана сразу бросили на защиту осажденного Севастополя. Он делал по нескольку вылетов в день, но так и не встретил в небе вражеских самолетов.

-3

Эвакуация в Красный Кут была мучительной - пять суток в духоте товарного вагона. А там их поджидало новое испытание - налеты люфтваффе. Слабо подготовленных, неопытных летчиков ставили на бой с заматеревшими асами Геринга.

Степан пережил свой первый воздушный бой в октябре 1942-го, когда по ошибке его собственный ведомый обстрелял его самолет. Зеленые трассеры вспороли крыло, и Степан ценой невероятных усилий дотянул до аэродрома. Так он чудом избежал трагедии.

Через несколько дней его направили в гвардейский полк к самому Василию Сталину. Вместе с элитными асами типа Долгушина и Котова, Степан вступил в схватку с люфтваффе под Сталинградом. Их задачей было прикрытие наступающих советских войск.

В первом же бою Степан впервые пустил в ход боевые патроны и даже, кажется, задел вражеский бомбардировщик. Но настоящим потрясением стала гибель его брата Володи. Степан лишь позже узнал, что ведомый Володи по ошибке принял их за немцев и открыл огонь.

-4

Через месяц напряженных боев их остатки полка забрали в Москву на переформирование. А Степана определили в прославленный 12-й гвардейский полк ПВО столицы. На новейших Яках-9 он вместе с товарищами патрулировал небо над Москвой, отгоняя немецких разведчиков и бомбардировщиков. Казалось, самые тяжелые испытания остались позади.

Однако Степана постоянно подстерегали новые опасности. То отказывала техника, и он вынужден был идти на вынужденную посадку. То в ночном небе приходилось отбиваться от ловких "лапочек" люфтваффе. А одна жестокая воздушная карусель и вовсе поставила крест на его летной карьере.

Это случилось уже после войны, когда Степан испытывал новейший реактивный МиГ-21. На огромной скорости в верхней точке петли у него неожиданно включился форсаж. Машина стала неуправляемой, и Степан, проявив чудеса хладнокровия, сумел-таки посадить ее на ближайшую полосу. В тот миг он опять по-настоящему почувствовал вкус настоящего адреналина.

-5

Так и не отпускала Степана авантюрная натура летчика-истребителя. Даже выйдя в запас в солидном возрасте, он продолжал бросать вызов судьбе на крыле новейших реактивных самолетов. И каждый раз, садясь на бетонку, Степан заново переживал то чувство упоения, что впервые посетило его в 1940-м под Севастополем.

Степан Микоян прошел трудный и героический путь в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на молодость и относительно небольшой налет к началу войны, он продемонстрировал завидное мужество и летное мастерство.

В первых же боях под Севастополем и Сталинградом Степан показал себя хладнокровным и расчетливым пилотом, не раз выходя победителем из опасных ситуаций. Его умение владеть истребителем и точно применять оружие позволило сбить несколько вражеских самолетов.

Особо следует отметить службу Микояна в элитном 32-м гвардейском полку под командованием Василия Сталина. Участвуя в кровопролитных боях на Сталинградском фронте, он внес посильный вклад в разгром немецких войск в этом решающем сражении.

В дальнейшем, защищая небо Москвы в рядах 12-го гвардейского истребительного полка ПВО, Степан совершил сотни вылетов по отражению налетов люфтваффе. Его высокий профессионализм и отвага не раз помогали отогнать вражеских разведчиков и бомбардировщиков.