#ЯхтенныйЦентр
Шкипер на яхте – это капитан, главный на судне. Именно он несет ответственность за безопасное управление яхтой. Шкипер обычно обладает большим количеством морских навыков, включая знание правил движения по воде, умение использовать навигационные приборы и оборудование, а также опыт в управлении моторными судами. Однако, шкипер также отвечает и за безопасность, и за комфорт пассажиров на борту, и за соблюдение морских правил и норм, а также за выполнение плана плавания.
Первый выход в море на яхте в роли шкипера для многих может показаться пугающим. Однако, при правильном выполнении поставленных задач, а также соблюдении нужных правил такое путешествие способно стать захватывающим.
Выход в море на собственной яхте отличается тем, что количество членов команды или ее полное отсутствие владелец определяет самостоятельно. Шкипер яхты должен полагаться только на свои силы и брать на себя ответственность не только за себя, но и за пассажиров на борту.
Какова роль шкипера на судне?
Искусные капитаны должны всегда иметь в виду множество факторов, как на борту судна, так и за его пределами. При этом шкипер должен выглядеть спокойно, расслабленно и дружелюбно, ведь яхтинг прежде всего означает удовольствие. Как удается поддерживать такой образ? Прежде всего, это требует хорошей подготовки, но также важно избегать трех вещей:
- Не захватывать руль постоянно. Когда вы на руле, вы не можете эффективно командовать экипажем, помогать с палубной работой, проверять навигацию или решать другие проблемы вовремя. Единственным исключением могут быть маневры в узких местах или швартовка.
- Не погружаться в палубную работу. Если вы пытаетесь выполнить все задачи за свою команду, вы можете упустить важные изменения в окружающей обстановке, такие как приближение других судов или изменения в погоде.
- Не тратить слишком много времени на навигацию. Проведение слишком много времени под палубой отвлекает вас от событий на палубе. Важно заранее спланировать всё так, чтобы важная информация была доступна «здесь и сейчас». В хорошую погоду можно взять карту с собой на кокпит, а если нужно провести время за штурманским столом, лучше временно остановиться.
Хотя многим шкиперам нравится управлять яхтой самостоятельно, выполнять работу на палубе и даже готовить еду на камбузе, они должны понимать, что эти задачи второстепенны для капитана. Истинный шкипер должен думать на долгосрочную перспективу и быть готовым замедлить ход судна, если события развиваются слишком быстро.
Одной из ключевых черт хорошего капитана является способность анализировать ситуацию в целом и применять различные стратегии и тактики в ответ на изменяющиеся условия, тем самым экономя время и усилия команды. Лежание на дрейфе, учет приливов – лишь некоторые примеры таких действий.
Подготовка к плаванию
Для своего первого рейса в качестве шкипера моторной яхты рекомендуется выбирать уже знакомые воды. Это значительно облегчит навигацию и выбор подходящего места для ночевки. Если вы планируете отправиться в районы с высокой активностью на воде, предпочтительнее выбирать середину недели для плавания, так как это позволит избежать наплыва на выходные в пик сезона.
Исследуйте район вашего плавания, узнавайте о глубинах, опасностях и местных правилах. Оцените расстояния между портами, продолжительность переходов, сделайте заметки о ключевых точках на маршруте и об ограничениях в каждой марине. На этом этапе вашей целью должно быть собрать как можно больше жизненно важной информации, и дважды проверить её, чтобы избежать ошибок.
Заканчивая планирование, обязательно ознакомьтесь с последними прогнозами погоды перед принятием окончательного решения о времени отправления. Имейте в виду, что реальное время от начала подготовки лодки до момента отхода всегда дольше (иногда гораздо дольше!), чем планировалось. Поэтому учитывайте это и предусмотрите дополнительное время!
Важно иметь альтернативный план в случае, если не удастся достичь цели плавания или погода испортится. Конечно, вы можете вернуться на базу, но это может оказаться непросто, особенно если придется противостоять сильному ветру.
Что важно для начинающего шкипера?
Если это ваше первое капитанское плавание на своей яхте и вы чувствуете себя не слишком уверенно, можете взять на несколько дней инструктора яхтенной школы. Он поможет на первых этапах и укрепит уверенность при маневрах в сложных условиях. Если вы планируете плавать в незнакомом районе, инструктор также ознакомит вас с местными особенностями акватории.
- Полностью подготовленная к морским приключениям яхта и ее экипаж требуют особого внимания и осторожности. В случае, если экипаж новый или лодка незнакома, необходимо провести тщательное ее исследование. Важно убедиться в работоспособности радиостанции.
- Каждый член экипажа должен быть осведомлен о назначении и правилах работы каждого палубного устройства и индивидуальных средств спасения. Необходимо провести традиционный инструктаж по личной и коллективной безопасности. По крайней мере, один член экипажа, помимо шкипера, должен быть в состоянии использовать сигнальные ракеты и послать сигнал бедствия по радио. Носить спасательные жилеты и страховочные пояса обязательно для предотвращения происшествий, таких как «человек за бортом».
- Перед отправлением необходимо ознакомить экипаж с маршрутом и обсудить возможные задержки в пути. Убедитесь, что планы членов экипажа на суше не будут нарушены из-за возможных задержек.
- Во время плавания важно сохранять спокойствие, быть внимательным и всегда следить за обстановкой. Не допускайте проявлений неуверенности или паники в критических ситуациях. Объясните членам экипажа, что каждый из них должен быть внимателен к окружающему. Задействуйте их в различных обязанностях, чтобы избежать бездействия.
Если вы не уверены в местоположении или маршруте, лучше замедлить ход или остановиться. Важно не пропускать очередные точки маршрута, и не двигаться дальше, пока вы не убедитесь в правильности следующего направления.
При подходе к месту назначения выбирайте наиболее удобное место для швартовки. Не обращайте внимания на удобства вроде «близко к магазинам» или «короткий путь на лодке до берега». Подходите к месту медленно и плавно, избегая резких маневров, которые могут вызвать столкновения или дезориентировать других участников движения.
Важно постоянно развивать свои навыки. Практикуйте новые маневры и операции, такие как приближение к бочке, операции «человек за бортом» и другие. Для уверенности в себе выбирайте для тренировок акватории с достаточным пространством.
Позволяйте членам экипажа управлять лодкой для приобретения опыта, при этом контролируя ситуацию и инструктируя их.
Исследование новых бухт и марин лучше проводить днем, а ночевку лучше планировать в знакомых и проверенных местах. Для приобретения опыта ночного плавания лучше начинать с раннего утра.
Для начинающего шкипера полезно совершать первые плавания в компании друзей с яхтами, чтобы иметь поддержку в случае необходимости и обмениваться опытом.
P.S. Просто подписывайтесь на нас и делитесь своим мнением в комментариях!