14,3K подписчиков

От свастики к звезде Давида: Роли, которые мы выбираем сами

332 прочитали

 "Я был эгоистом без чувства собственного достоинства. Мое эго говорило мне, что я лучше всех, что я должен быть лучше всех.
"Я был эгоистом без чувства собственного достоинства. Мое эго говорило мне, что я лучше всех, что я должен быть лучше всех."
("Выздоравливающий скинхэд", автобиография Фрэнка Миинка)

В начале 90-х жил в Филадельфии подросток по имени Фрэнк Миинк. Родился он в неблагополучном районе, мать была алкоголичкой и наркоманкой, отец жестоким тираном, избивавшим и жену, и ребенка. Вскоре папаша бросил семью, а мать быстро нашла себе нового мучителя.

Отчим оказался даже хуже отца, он не только бил, но еще и унижал Фрэнка, внушая ему, что он никчемный недоумок. Мальчишка практически жил на улице, где пытался доказать окружающим, что чего-то стоит.

В 13 лет он примкнул к местной банде скинхэдов, позволявшей ему выплеснуть всю свою боль и ненависть.

Стая озлобленных подростков избивала черных, латиносов, азиатов и, конечно, евреев - во всяком случае тех, кого считала таковыми. Били витрины, жгли машины, рассылали угрозы. В общем развлекались, как умели.

Фрэнк Миинк
Фрэнк Миинк

Со временем добрались до нужной литературы. Книжки, которые им нравились, были нетолстыми и излагали суть очень простым языком. Евреи правят миром, черные бесконтрольно размножаются, геи совращают малолетних - читать было нескучно, верилось легко. И жестокие забавы после этого чтения оформились в какое-то подобие убеждений.

Юные неонацисты теперь хотели бороться с тем, что они называли «сионистским оккупационным правительством», поскольку считали, что евреи являются корнем всех зол.

"Меня учили, что мои деды, воевавшие с Гитлером, были жестоко обмануты и потому ошибались, а на самом деле их просто втянули в большой еврейский заговор. Это настроило меня против дедушек."
("Выздоравливающий скинхэд", автобиография Фрэнка Миинка)

За следующие 4 года Миинк успел объездить половину Америки, создал свое расистское телешоу "Рейх" для кабельного канала, побывал членом Ку-Клукс-Клана, был из него исключен, несколько раз привлекал внимание полиции - в основном по мелочи. И наконец, что вполне логично, загремел в тюрьму уже по-крупному.

Фрэнка обвинили в похищении человека при отягчающих обстоятельствах и покушении на убийство. Посадили на три года. Могло быть и хуже при его-то послужном списке.

Фрэнк Миинк
Фрэнк Миинк

За решеткой Фрэнку было одиноко. Местное арийское братство показалось ему сборищем скучных болтунов, а для цветных он был непримиримым врагом. Общения однако хотелось.

Темнокожие заключенные поначалу сторонились озлобленного расиста с татуировкой в виде стилизованной свастики на шее. Но когда увидели, как Миинк обращается с мячом на футбольной площадке, позволили ему сыграть с ними. Так, начиная со спортивных занятий, отношения между врагами начали меняться, превращаясь сначала в терпимость, а затем в подобие дружбы.

Постепенно расистские взгляды Фрэнка сходили на нет.

После освобождения он пытался вернуться в прежнюю среду, но нацистские лозунги уже не казались ему чем-то серьезным, вызывая все больше сомнений и раздражения. Что-то там было не так.

Последней каплей стала работа в антикварной лавке некоего Кита Брукштейна.

Бывшего заключенного никто не хотел брать на работу, так что выбор был, прямо скажем, невелик. Однако Миинк все ждал подвоха: вот сейчас босс-еврей его обманет, наверняка постарается недоплатить или сделает еще что-нибудь гадкое. Ведь евреи всегда так поступают, не так ли?

"Он не придерживался иудаизма, но у него были определённые еврейские манеры. Он соответствовал всем стереотипам, которые я мог себе представить"
("Выздоравливающий скинхэд", автобиография Фрэнка Миинка)
Фрэнк Миинк
Фрэнк Миинк

Но босс не только выплатил все причитающееся, а еще и премию добавил. Обращался с работником уважительно, разговаривал вежливо. Всего однажды позволил себе резкость. Фрэнк случайно сломал дорогой стол и сказал, что вышло это из-за его глупости. На что босс впервые вспылил и велел Миинку никогда больше не называть себя глупым. Потому что он, Брукштейн, считает парня одним из самых умных людей, каких он только знает.

"Он сказал мне кое-что, что застряло в моей голове навсегда: “Умные люди могут прикидываться тупыми, но тупые люди не могут прикидываться умными. Ты просто умный, ты не можешь таким казаться".
("Выздоравливающий скинхэд", автобиография Фрэнка Миинка)

Этот жизненный урок заставил Фрэнка испытать жгучий стыд за свои прежние убеждения. Он понял, что его ближайшие друзья всю жизнь учили его ненависти, превращая в зверя, а заклятые враги вернули ему самоуважение, подарили внутренний мир изменили взгляды на жизнь и свою роль в ней. По сути совершенно посторонний ему начальник-еврей повел себя с парнем так, как должен себя вести нормальный отец.

Поддерживал, поощрял, хвалил.

Фрэнк Миинк и Кит Брукштейн
Фрэнк Миинк и Кит Брукштейн

Наверняка вы сейчас задаетесь вопросом, с чего это мне взбрело в голову рассказывать историю раскаявшегося неонациста. Ну поумнел человек, повзрослел, бывает. Что тут такого уж удивительного?

Тем более, что история Миинка уже была рассказана в голливудском фильме 1998 года "Американская история Х", где его сыграл Эдвард Нортон.

Актер даже номинацию на Оскар получил за свою работу.

Все верно, но есть в реальной биографии Фрэнка один нюанс, который помещает рассказанное в совершенно иной контекст.

Эдвард Нортон, "Американская история Х"
Эдвард Нортон, "Американская история Х"

После общения с Брукштейном Миинк решил вступить в Антидиффамационную лигу, боровшуюся с антисемитизмом. На этих встречах он познакомился с раввином Йоси Джейкобсоном, сказавшим ему между прочим, что вот это удвоение "ии" в фамилии Фрэнка вполне может быть устаревшим еврейским правописанием, в прошлом довольно распространенным. "Ты уверен, что среди твоих предков не было евреев?" - спросил раввин.

Фрэнк только посмеялся в ответ. Но начал интересоваться. И оказалось, прабабушка по материнской линии Элизабет Зеллман Рементер действительно была еврейкой. А дальше, как диктует галахическая традиция, через бабушек и мать Фрэнк получил все основания считать себя полноправным евреем. Это было шоком для вчерашнего нациста.

Оправившись от потрясения, он начал интересоваться еврейской историей, записался на занятия по изучению Торы. Затем втянулся, отошел от католической веры, принял иудаизм, стал соблюдать шабат, питаться кошерным, накладывать тфилин, молиться три раза в день. В общем сделался тем, кого еще несколько лет назад люто ненавидел.

Какой ироничный поворот судьбы, вы не находите?

Фрэнк Миинк
Фрэнк Миинк

И вот теперь самый интересный вопрос: может ли еврей быть нацистом? Звучит довольно провокационно. А мой ответ многим покажется и вовсе шокирующим.

Да, конечно может. При соблюдении одного из двух условий.

Первое: если, как и Фрэнк Миинк, он не подозревает, что еврей.

Второе условие: человек, даже зная о своем еврействе, не придает ему никакого значения.

Помните, я рассказывал, что Троцкий заявлял, будто евреи ему не роднее, чем болгары? Он считал, что национальность ничего не значит и ничего не определяет, если только вы сами этого не захотите.

И был по-своему прав.

Как мог генерал Власов служить нацистам, зная, что они уничтожают его народ? Это кажется немыслимым. Однако если принадлежность к русской нации для Власова была не так важна, как желание примкнуть к борьбе с большевизмом, в его выборе прослеживается своя логика. Это не оправдывает предательства, но по крайней мере самоидентификация Власова многое нам проясняет.

Как могут члены ультраортодоксальной иудейской секты "Нетурей Карта" (я писал о них вот здесь) поддерживать Хамас и выступать за уничтожение Израиля? Причина та же: они не ассоциируют себя со светскими евреями, а следовательно спокойно объявляют нас своими врагами, даже не считая это предательством. Ведь предать можно только своих.

С другой стороны, Оскар Шиндлер был нацистом, что не помешало ему спасти множество евреев и стать Праведником народов мира. Так что национальность, религия, политические убеждения маркируют нас, но не исчерпывают. Каждый сам решает, соответствовать этим маркерам или пренебрегать ими.

Когда мы говорим, что в человеке течет еврейская (или русская, украинская, арабская, немецкая, татарская) кровь, мы же не имеем в виду, будто химический состав этой крови диктует человеку, каких взглядов придерживаться, какие поступки совершать, какому богу молиться, кого любить или ненавидеть?

Помимо генов родителей, определяющих вашу внешность, цвет глаз, волос и кое-какие наследственные заболевания, кровь не несет в себе никакой информации.

Фрэнк Миинк
Фрэнк Миинк

Любые нации - результат самоназвания. В какой-то момент группа людей объединяется в сообщество, от которого ведет свою родословную некий народ, называющий себя, допустим, русскими. Или евреями - не суть важно.

Название - всего лишь признак принадлежности человека к группе, а вовсе не набор личностных характеристик.

Я, как и Фрэнк, о своем еврействе в детстве и не подозревал (мы это уже как-то обсуждали вот здесь). Я вообще никак себя не определял. Мальчишка и мальчишка, самый обычный.

Мог бы я при определенных обстоятельствах стать антисемитом? Или скинхэдом?

Да запросто. Если бы круг моего общения к этому располагал. Уберечь от подобного может не мифический "голос крови", а воспитание, привычка читать, знакомство с людьми, в том числе непохожими на тебя, умение думать самостоятельно.

Если всего этого нет, любой из нас может поверить во что угодно, потому что национальная принадлежность не значит вообще ничего, помимо наших собственных представлений об этом. А представления во многом базируются на выдумках. Религия придумана человеком, и все религиозные войны на самом деле борьба одних выдумок с другими. Концепции народа-богоносца или избранного народа, национальные идеи или "священные империи" суть чистые фантазии, в которые вы вольны верить или не верить.

В отношении нацизма развилка довольно проста.

Если вам небезразлична многовековая борьба евреев за свою свободу и право жить в собственной стране, если вас ужасает трагедия Холокоста, если вы не сомневаетесь, что Хамас это убийцы и насильники, виновные во всем, что происходит в Секторе Газа, то вы никогда не станете сторонником нацизма, какие бы формы он ни принимал. И для такой позиции вам даже необязательно причислять себя к евреям, достаточно быть просто порядочным и думающим человеком.

Тех, кто оценивает все перечисленное мной иначе, никакая национальность не удержит от того, чтобы при случае примкнуть к последователям Гитлера.

На последнем фото - двое еврейских студентов Колумбийского университета в США. Они поддерживают Хамас, осуждают воображаемый "геноцид" и призывают сжечь Тель-Авив дотла.

Довольно отрезвляющий пример.

В конечном итоге за то, кем мы являемся, отвечает не наша кровь, не наши предки, не соотечественники и не единоверцы.

Только мы сами, каждый из нас.

 "Я был эгоистом без чувства собственного достоинства. Мое эго говорило мне, что я лучше всех, что я должен быть лучше всех.-9

*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.

**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.