Найти в Дзене
Лапша Медиа

Наркотические деньги: как США нагрели карман на опиумных войнах в Китае

Оглавление

Происхождения капиталов у многих западных элит тема болезненная и темная. Грязные деньги на поставках опиума в Китай заработали основатели династий Асторов, Форбсов и других не менее именитых американских семейств. Особенно преуспел в этом дед Франклина Делано Рузвельта. Эту наркотическую страницу в истории семьи самый известный американский президент не афишировал, да и вообще старался не вспоминать.

-2

Почем опиум для Китая?

Для Китая XVIII век был золотым. Экономика была на подъеме, население превысило 300 млн человек. Страна была богата и могла диктовать условия торговли западным странам. Китайцы продавали на Запад чай, фарфор и шелк. Западные товары империю не интересовали и считались «странными». Император Хунли (Цяньлун) говорил, что в Китае «есть всё».

Но Британская империя нашла товар, на который мало-помалу подсадили китайцев, что приводило к деградации нации. Речь идет об опиуме, которые добывали из мака и выращивали в Индии, на тот момент британской колонии.

Не то, чтобы китайцы не знали опиума. Его еще в VII веке на территорию Поднебесной привезли арабские купцы из Египта. Но использовали это вещество в маленьких количествах и для медицинских целей. Европейцы же научили китайцев добавлять опиум в табак и курить.

Как говорится, дурное дело не хитрое. И вредная привычка распространилась как пожар. Деньги потекли в карманы Британской империи рекой.

Торговля опиумом создала один из самых масштабных торговых дефицитов в истории человечества. Она высасывала из Поднебесной до 11% драгоценного серебра в монетах и слитках и уже в начале XIX века стала самой прибыльной в мире. Опиум приносил британской казне 15–20% всех доходов. Сначала опиум курила только китайская знать, но к середине XIX столетия количество зависимых перевалило уже за 2 млн человек. Опиум курили даже в императорском дворце.

-3

Несмотря на англо-американские противоречия, США поддерживали все акты британской торговой «предприимчивости» и агрессии в Китае.

Власти Поднебесной пытались противостоять опиумной зависимости, но спохватились слишком поздно. В апреле 1839 года Китай блокировал въезд английских купцов и уничтожил до 1200 тонн опиума. Это жест стал поводом для начала войны, в которой Китай проиграл.

Первая опиумная война

Официальный конфликт между Поднебесной и Великобританией начался весной 1840 года. Соперники были в разных весовых категориях. Хоть империя Цин и обладала большой армией численностью около миллиона человек, ее отряды не отличались хорошей подготовкой, а также были рассредоточены. К тому же многие офицеры находились в опиумной зависимости. Деградировавшие бойцы даже с численным превосходством не могли противостоять английскому войску, которое к тому же имело современное вооружение.

Англичане всего за несколько месяцев дошли до Пекина. Император, поставленный в тупик, согласился на мирные переговоры. Еще два года длились сражения до тех пор, пока Китай окончательно не капитулировал. К 1842 году в руках англичан оказались Гонконг, Гуанчжоу, Чжэньцзян и другие города. 29 августа 1842 года был подписан унизительный для Китая Нанкинский мир. Согласно его условиям, Поднебесной нужно было выплачивать контрибуцию, отдать Гонконг Великобритании, впускать торговцев в пять портов, установить для англичан выгодный таможенный тариф, а также установить для чужаков и ряд других преференций.

К слову, Гонконг был передан обратно КНР только в 1997 году.

В историографии Китая период опиумных войн называют веком унижения. Империя Цин медленно погружалась в смуту, вспыхивали гражданские войны, а население деградировало и массово гибло из-за пристрастия к опиуму.

-4

Американские стервятники

Америка не осталась в стороне и тоже решила выжать из Китая максимум. После первой Опиумной войны Правительство США отправило в Поднебесную своего уполномоченного К. Кушинга. Он продавил новые уступки, угрожая войной, и добился исполнения в отношении американских коммерсантов принципа «наибольшего благоприятствования». Американские суда получили право каботажа на льготных условиях, беспошлинной перевозки грузов из одного порта в другой. Китай превращался в полуколониальную страну. Ситуация ухудшалась с каждым днем.

Воспользовавшись сложной обстановкой в Поднебесной, Англия, а затем и Франция начали Вторую опиумную войну, чтобы добиться еще больших привилегий и открытия новых портов. Соединенные Штаты Америки формально не принимали участия в конфликте, но по факту оказывали поддержку английским и французским интервентам.

Вторая опиумная война

Для объявления войны Китаю захватчикам нужен был повод. И осенью 1856 года он нашелся. Китайцы задержали британское судно контрабандистов. Великобритания потребовала отпустить своих подданных и корабль. Но получила отказ. Так началась Вторая опиумная война.

Британцы атаковали порт Гуанчжоу и ещё ряд городов. Вскоре к ним присоединились американцы и французы. Однако на сей раз китайская армия из 200 тысяч бойцов пыталась обороняться. Но захватчики оказались сильнее.

В 1858 году были подписаны Таньцзиньские договоры, по ним интервенты получали речные порты, а также могли открывать посольства в Пекине. Война на этом не прекратилась, поскольку документы нужно было ратифицировать в китайской столице. А побежденная сторона всячески оттягивала этот момент.

Между тем интервенты перемалывали силы местного населения и вскоре сумели взять стратегически важные форты Дагу. Затем под ударом оказался Тунчжоу, который открывал дорогу на Пекин. Осенью 1860 года европейские захватчики разграбили императорский дворец Юаньминъюань. Армия Поднебесной к тому моменту уже была полностью деморализована.

В конце октября 1860 года стороны подписали Пекинский договор. Империя Цин во второй раз выплатила победителям внушительную контрибуцию, а также открыла для иностранцев город Тяньцзинь. Еще одним унижением для Китая стало то, что чужаки забирали китайцев как рабочую силу для своих колоний. Кроме того, Великобритания заполучила южную часть Цзюлунского полуострова.

Уоррен Делано Рузвельт и наркодоллары

Дед 32-президента США Франклина Делано Рузвельта ― Уоррен Делано ― сколотил на торговле опиумом целое состояние, которое в дальнейшем пошло и на политические кампании в США. В 1833 году Уоррен Делано отправился в Поднебесную. Через семь лет он стал старшим партнером компании Russell и возглавил всю китайскую торговлю. Russell доминировала в наркоторговле среди американских компаний и уступала лишь двум английским фирмам.

В декабре 1840 года семейный подряд расширился, в самый разгар Первой опиумной войны, в Китай прибыл 22-летний Нед Делано, младший брат Уоррена, которого тот устроил клерком. Работы было много. Американцы отказались проявлять солидарность с англичанами, прекратившими торговлю и покинувшими Кантон (теперь город имеет название Гуанчжоу).

Даже не смотря на войну, можно сказать, что особых лишений американцы не видели. Если возникали беспорядки, то они просто уезжали и какое-то время пережидали в Макао, в 130 км от Кантона.

Осенью 1842 года Уоррен Делано впервые за почти десять лет получил отпуск. О своих заработках в Поднебесной дед будущего американского президента особо не распространялся. Известно только, что при нем продажи опиума существенно выросли, а значит и его комиссионные. Как бы то ни было, в Бостон коммерсант вернулся завидным женихом.

Во время короткого отпуска женился на Кэтрин Роббинс Лиман из Нортгемптона, дочери судьи Верховного суда Массачусетса, и вместе с ней вернулся в Макао. В 1844 году на свет появился первый ребенок — дочь Сьюзен. Девочка не прожила долго. После ее смерти Уоррен решил, что пора возвращаться домой. И в 1846 году супруги вернулись в США. Младший брат Уоррена Нед тем временем стал полноправным партнером в фирме и оставался им до 1847 года. После чего вернулся в Америку с 80 тысячами долларов капитала.

Жена Уоррена Кэтрин по возвращении восстановила здоровье и родила еще девятерых детей, включая Сару, мать будущего 32-го президента США.

Полученные в Китае деньги Уоррен Делано на родине инвестирует в ее благосостояние: отдает на строительство железных дорог, угольных шахт и корабельных верфей. Дела складываются неплохо. К 48 годам Уоррен Делано Рузвельт уже миллионер.

Но, потеряв значительную часть своего состояния в панике 1858 года, Уоррен в 1860 вынужден снова отправиться в Поднебесную, чтобы выкачать оттуда еще ресурсов. Он возвращается в Гонконг. Там он пробудет в общей сложности пять лет и выполнит главную задачу — сколотит новое состояние. Конечно же, за счет торговли опиумом.

Только в этот раз дед будущего американского президента будет продавать его не только китайцам, но и соотечественникам. Ему повезло: на родине бушевала Гражданская война. В привычной манере воспользовавшись беспорядками и нуждой, он продавал опиум для военных госпиталей, причем как федералам, так и конфедератам.

Остаток жизни в США Уоррен Делано занимался инвестициями, активно спонсировал кандидатов от республиканской партии. О торговле опиумом он старался забыть. Но история помнит.

Скончался Уоррен Делано в 1898 году, когда внуку, будущему президенту Франклину Делано Рузвельту, было 16 лет. Франклин был близок с бабушкой и дедушкой и нередко гостил у них. Но о том, как его дед заработал капитал, узнал не от него самого, а из дневников матери.

Лауреат Пулитцеровской премии и ярый критик президента Рузвельта журналист Вестбрук Пеглер пытался обличить политика и обвинил его в лицемерии. Но Белый дом отмолчался, а тема торговли наркотиками Уоррена Делано с подачи властей исчезла со страниц газет и журналов, чтобы не вызывать общественный резонанс в США.

Уоррен Делано Рузвельт с внуками
Уоррен Делано Рузвельт с внуками

Бывшая первая леди Элеонора Рузвельт встретилась в 1953 году в Гонконге с торговцем из Великобритании, который прожил в Поднебесной долгое время, и подробно расспросила его о XIX веке и «опиумных войнах». После этой беседы она с неохотой признала, что слухи о наркодолларах Уоррена Делано — правда.

«Полагаю, что Делано и Форбсы, так же как все остальные,— констатировала она,— были вынуждены, чтобы им не мешали торговать, привозить небольшие партии опиума».

Сегодня, пожалуй, самый известный представитель семьи Форбсов — бывший госсекретарь США Джон Форбс Керри.

Франклину Делано Рузвельту, наверное, приходилось утешаться тем, что многие семьи Новой Англии сколотили капиталы на продаже наркотиков. А также известной истиной, что если глубоко покопаться в истории богатых семейств, то обязательно найдется что-то нелицеприятное и криминальное.

Франклин Делано Рузвельт
Франклин Делано Рузвельт

К слову, первый американский мультимиллионер Джон Джейкоб Астор тоже заработал свое состояние на торговле опиумом в Китае.

Новоанглийские наркобароны прекрасно понимали, какой вред нанесли китайской нации и стране, и поэтому не поднимали тему опиума. Но корни их богатства ни для кого ни секрет.

Кармический бумеранг через столетие

Китай не забыл «век унижений». Автор книги «Черный рай: История опиумной зависимости в Америке» Дэвид Котрайт отмечает, что в наши дни рынок запрещенных веществ изменился. И, по его словам, большая часть такого рода продукции приходит в США из КНР.

«В XIX веке Китай был страной наркоманов. В начале XXI века он превратился в производителя таких наркотиков, как фентанил. В этом есть горькая ирония», — резюмирует ученый.

Читайте также:

Было полезно? Подпишись на канал!