Бен Элтон «Время и снова время»
Хью Стентон – отставной спецназовец, с некоторых пор утративший вкус к жизни. Его жена, которая дала ему шанс наладить отношения, и его дети убиты уличными бандитами. Стентона больше ничего не держит в этом мире, а значит, он прекрасная кандидатура для того, чтобы исчезнуть, изменив при этом целую эпоху. Ему предлагают стать членом ордена «Хронос» и ни много ни мало отправиться в прошлое, чтобы предотвратить покушение на эрцгерцога Фердинанда и убить Кайзера.
Стоит только лишь слегка изменить пару фактов в истории, чтобы вместо длительной войны и больших человеческих потерь человечество получило мир, развивающийся гармонично. Возможно ли это? Разве время можно изменить? Адепты «Хроноса» ссылаются на завещание и тайные документы Исаака Ньютона, который доказал, что даже время – относительно и не линейно.
Герою предстоит перенестись в 1914 год из 2025 (автор дважды играет с временными рамками: книга издана в 2016). Тщательная подготовка, перемещение. Как водится, не всё идёт по плану. Невозможно предусмотреть детали. И пресловутый «эффект бабочки» начинает работать весьма очевидно.
Главная цель, казалось бы, достигнута, но почему-то тяжесть на сердце не отпускает. Последствия оказываются не совсем такими, как предполагалось. А почему они собственно должны развиваться по написанному кем-то сценарию? Хью Стентон понимает, что должен вернуться в портал и оставить там письмо на случай, если кто-то заново прибудет менять этот мир. Чтобы предостеречь, остановить.
В новом мире (а в старый мужчине уже не вернуться, поскольку его просто не существует) Стентона ждут и любовь, и разочарование, и боль утраты. Словом, он живёт своей жизнью в созданной им версии века.
В романе интересно используется исторический колорит. Сюжет динамичен, не лишён интриги, чтение доставляло настоящее удовольствие до определённого момента. Но потом в книге появилась суфражистка Бернадетт, и в рамках такого понятного классического зарождения отношений возникли разговоры об однополой любви и терпимости к ней в недалёком будущем.
Ещё один привет от чуждых ценностей появился ближе к финалу, когда читатель окунулся в версию будущего, порождённого изменением исторических фактов. Предвзятость к социалистам в целом и ко всему русскому в частности явили себя во всей красе. Правда, к слову, это вызвало скорее ироничную улыбку, чем негодование.
Главное, над чем заставляет задуматься автор, это неделимость причины и следствия. Не факт, что при устранении одной детали её место не займёт другая. Никому не дозволено решать судьбу человечества, руководствуясь тщеславием или капризом. «Все события маловероятны, пока не случаются».
Оценка 4/5