27 марта отмечали Всемирный день театра. Перефразируя великого Шекспира, можно уверенно утверждать: Крым – это огромный театр.
Ну а все живущие в Тавриде люди по природе своей – немножко актёры.
ПОМНИТ ЕВРИПИДА
Искусство перевоплощений в Крыму ведёт историю со времён Древней Греции. В 414 году до новой эры Еврипид написал трагедию «Ифигения в Тавриде», события которой разворачиваются на берегах Чёрного моря. Прекрасное произведение получило широкую известность и наверняка нашло благодарных зрителей в Херсонесе Таврическом. Этот город – предшественник Севастополя – появился на берегах бухты в V столетии до новой эры и на протяжении всего греко-римского периода был политическим, экономическим и культурным центром ойкумены.
Семь веков подряд собирал поклонников Херсонесский театр. Его выразительные руины – важнейший объект показа нынешнего археологического заповедника. Не прервалась традиция и в наши дни: в тёплое время года здесь проходят спектакли современных творческих коллективов.
СОСТЯЗАНЬЯ НА БОСПОРЕ
Уникальными театральными традициями гордится и Керчь: вот уже четверть века здесь проводится международный праздник «Боспорские агоны». Фестиваль построен по принципу античных состязаний – агонов – и включает широкий спектр искусств: театр и кино, танец и литературу, спорт и музыку.
По традиции действо начинается на ступенях величественной лестницы, ведущей на вершину горы Митридат, где 26 веков назад располагался город Пантикапей – столица Боспорского царства. Археологи уверены, что Пантикапей имел собственный театр. В пользу этого предположения свидетельствуют найденные артефакты, среди которых глиняные маски актёров, фрагменты кресел.
Современный мультикультурный форум прекрасно отражает суть самого древнего города страны.
МАСТЕРА ИЗЫСКАННОСТИ
Своеобразно развивалось театральное искусство в Крыму в период Средневековья.
В Евпатории установлен памятник Ашику Омеру. Уроженец Гезлёва (так во времена Крымского ханства называлась Евпатория) Омер с детства полюбил ремесло ашиков – народных певцов-сказителей – и с годами достиг совершенства, став классиком крымско-татарской поэзии. Его выступления были фактически театром одного актёра.
Впрочем, настоящий театр в Крымском ханстве тоже существовал. Большим поклонником драматургических зрелищ был хан Крым Герай. Иностранные послы сообщали, что при дворе правителя имеется «группа комедиантов и скоморохов, дающих отличные представления». Турецкий путешественник Эвлия Челеби в своих записках упоминает бахчисарайских артистов: «Мастера подражания, сладкоречивые и лёгкие в обхождении, упражнялись в изысканности речи».
СЧАСТЛИВЫЕ ДОЛИНЫ ЮГА
Золотым веком отечественного театра стало XIX столетие. «Храмы искусств» украсили Симферополь и Севастополь. В 1846 году Крым почтил своим присутствием великий Михаил Щепкин. Пьеса, рассказывающая о судьбе моряка, который после долгих мытарств вернулся домой, не выходила за рамки мелодрамы, однако мастерство Щепкина поднимало её до уровня трагедии. Местные газеты отмечали: «Щепкин заставил зрителей проливать слёзы».
Летом 1860 года Крым посетил Александр Островский. Преуспевающий драматург пристально изучал культуру народов, населяющих «волшебный край», и наша земля щедро одаривала его новыми идеями. «В Крыму я кой-что приготовил, теперь засяду за работу», – сообщает он в письме. Образ Бахчисарая зримо встаёт в пьесе «Иван-царевич». Впечатления о Тавриде звучат в монологе Весны-Красны в знаменитой драме «Снегурочка».
«ДЕБЮТОРИЯ» РАНЕВСКОЙ
Достойным продолжателем идей Древней Греции, но уже в эпоху Серебряного века стал величественный «храм Мельпомены», украсивший Евпаторию в 1910 году по инициативе городского головы Семёна Дувана. Местные архитекторы Адам Генрих и Павел Сефёров создали оригинальный стиль, в котором органично переплелись черты модерна и классицизма.
Об античном периоде в истории Евпатории напоминают изображённые на фасаде грифоны и маски трагедийных персонажей. Привлекают внимание установленные на крыше «античные светильники». Интересно, что «светильники» почти настоящие: к ним были подведены дымоходы, и во время отопительного сезона из «светильников» шёл дым и время от времени вылетали снопы искр.
На евпаторийской сцене блистали и звёзды первой величины, и начинающие актёры, в которых искорки могучего таланта только начинали разгораться. Среди них – Фаина Раневская.
УДИВИТЕЛЬНО ХУДОЖЕСТВЕННО!
Так ёмко и образно отозвался Чехов о спектаклях, которые Московский художественный театр специально привёз на первые в своей истории гастроли в Ялту весной 1900 года. Коллектив в полном составе приехал фактически в гости к Антону Павловичу, поскольку страдающий от тяжкого недуга драматург не имел возможности посетить Москву и посмотреть постановку своих пьес «Чайка» и «Дядя Ваня».
Последний спектакль «Чайки» в ялтинском театре сопровождался чествованием автора: под гром оваций Чехову вручили пальмовую ветвь, перевитую алой лентой с надписью «Глубокому истолкователю русской действительности».
В свободное время артисты встречались с Чеховым в его новом ялтинском доме – Белой даче. Под занавес Чехов получил от театра заказ на новую пьесу. В основе драмы «Три сестры» лежат ялтинские впечатления, а большинство ролей написаны под конкретных артистов МХТ.
ЧТО СУДЬБОЙ НАЧЕРТАНО…
В истории Великой Отечественной войны известен уникальный факт: во время фашистской оккупации Симферополя в 1941–1944 годах в городском драмтеатре действовала подпольная группа. Начали работу с распространения сводок Совинформбюро. В 1943 году установили связь с разведывательной группой «Сокол». Разведчикам нужна была легализация, и в этом отношении публичное учреждение – театр – было идеальной крышей. Актёры легко входили в доверие к оккупационным властям, непринуждённо общаясь с офицерами вермахта, собирали ценнейшую информацию для Красной армии. Ведущая актриса Александра Перегонец получила разрешение создать при театре молодёжную студию, где, в частности, занималась и радистка разведгруппы.
Внедрённый в группу провокатор выдал патриотов нацистам. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, подпольщики были расстреляны.
Иван КОВАЛЕНКО, краевед