Найти тему
Газета "Маяк"

Плести сети помогает 89-летняя долгожительница

Оглавление

Услышав современное и непривычное слово «волонтер», 89-летняя Анна Алексеевна Марискина из Кученяева впервые за время нашего разговора смеется – в столь преклонные годы такое звание ей удивительна. Тут же говорит просто, что, мол, пора отправляться поближе к Богу, но соглашается, что сначала надо дождаться Победы, а уж потом думать о вечном. Ведь именно в доме Анны Алексеевны этой зимой собираются жительницы села, которые занимаются нарезкой ткани для плетения маскировочных сетей в зону спецоперации. Приходят по первому зову и готовы работать хоть каждый день. Такое тоже было – однажды серебряные волонтеры Кученяева выполняли срочный заказ и нужно было нарезать целый мешок. Начали в 8 утра, в обед сделали перерыв, чтобы накормить скотину, а разошлись только в пять вечера.
Анна Алексеевна – богатая бабушка и прабабушка: три дочери подарили ей семерых внуков, те - 12 правнуков. Одна из дочерей живет тут же, в Кученяеве, но и соседи без присмотра Анну Алексеевну не оставляют – придут то почистить снег, то принести воды, то просто посидеть-поболтать. С готовкой и даже стиркой она справляется сама, но и за помощь благодарна – приятно внимание и неравнодушие.
Поэтому когда соседка Мария Александровна Нажалкина предложила присоединиться к группе серебряных волонтеров, сразу согласилась, другие пенсионерки – Галина Владимировна Зеткина, Нина Николаевна Дугушкина, Антонина Павловна Прыткова, Нина Сергеевна Литюшкина - тоже пришли на помощь. Дойти до центра Кученяева, где работает штаб по плетению, им уже тяжело, поэтому решили нарезать полоски. И время быстрее проходит, и общаться стали больше, и Анне Алексеевне радостно – в ее почти 90-то вновь нашлось нужное дело, работать-то она привычная с детства.
Даже сейчас, когда вспоминается Великая Отечественная война, на ее глазах появляются слезы. В 1941-ом году ей исполнилось 7 лет, в семье была старшей, отец ушел на фронт через год, и она осталась за главную помощницу матери. Помогала нянчить младших, в колхозе ухаживала за махоркой. Из сегодняшнего сытого времени ей страшно вспоминать тот голод и лишения – даже отцу, уходившему на фронт, практически нечего было собрать в дорогу. Он вернулся живым и прожил больше 80 лет, были и другие долгожители в роду. «Много работали, поэтому Бог и дал долгую жизнь», - рассуждает Анна Алексеевна.
Трудилась она и правда без устали – много лет была разнорабочей в колхозе, вместе с мужем строили дом. Супруга не стало больше 30 лет назад, с тех пор и живет одна. С момента строительства церкви в Кученяеве пела на клиросе, но вот уже больше года ходить в храм перестала – здоровье начало подводить. Поэтому рада оказалась новому делу, так необходимому бойцам, которые каждый день рискуют жизнями.

-2


Залили 200 окопных свечей


Организовать группу серебряных волонтеров в Кученяеве взялась председатель совета ветеранов села Антонина Сергеевна Дугушкина. Рассудила просто – во многих селах они существуют, почему мы в стороне? Позвонила одной женщине, другой – многие согласились. Съездила на мастер-класс в Ардатов, местный фермер А.В. Карпов помог сделать два каркаса. Один установили в фойе сельской администрации – тут и образовался штаб. Второй, правда, не уместился – так и стоит у памятника павшим воинам, но и одного каркаса достаточно – с 24 декабря сплели больше 40 штук укрытий!
На основы и материал для сетей собираются всем селом - коробки для денег ставят в церкви, в магазине. Среди серебряных волонтеров - около 20 пенсионерок. Помимо Антонины Сергеевны, - Александра Николаевна Ладыгина, Мария Александровна Нажалкина, Екатерина Степановна Митякина, Таисия Васильевна Заботкина, Валентина Ивановна Андоськина, Таисия Ивановна Валдаева, Антонина Николаевна Доронькина, Нина Григорьевна Суняйкина, Елена Николаевна Валдаева, Галина Васильевна Дугушкина, Анна Валентиновна Какуркина, Нина Николаевна Нестеркина, Галина Петровна Доронькина и Галина Павловна Зоричева. Наталья Павловна Какуркина держит корову и быков, но и с таким большим хозяйством успевает плести. «Основная забота со скотиной утром да вечером, а днем что делать? На диване лежать? Я лучше тут поработаю», - говорит она.
В дружной команде - и библиотекарь Елизавета Николаевна Прыткова, которая с начала СВО завела альбом, в который вклеивает вырезки статей из «районки» о бойцах, погибших героях и волонтерах района. Признается, что многие читатели вместо книг предпочитают именно эту подборку.
Кученяевские волонтеры заливают и окопные свечи - уже сделали больше 200 штук! Парафин выписывают в интернет-магазине, воск пожертвовала матушка Татьяна Косынкина из церкви Троицы Живоначальной, что в Четвертакове. Мастер-класс посмотрели в интернете, жестяные банки тоже собирают всем миром - у кого какие найдутся.

-3

Еще двое вязальщиц – Нина Сергеевна Удельнова и Татьяна Сергеевна Куляскина – помимо плетения, занимаются шитьем, используют материал, что жертвуют сельчане. На их плечах - изготовление мешков, в которые упаковываются сети, трусов и постельного белья, что отправляют в госпитали. Татьяна Сергеевна использует машинку матери, которая в трудные 90-е выручала всю семью, и теперь пригодилась - для бойцов уже сшито более 50 трусов.
Для Нины Сергеевны ситуация в зоне СВО - особая боль. Родом она из Кельвядней, замуж вышла в Кученяево, сразу после свадьбы с супругом уехали в Славянск, что в Донецкой области Украины. Сманила тетка, сама отправилась вместе с ними. В чужой стороне вроде прижились, построили дом, а в 2014-ом году оказались под обстрелами. Славянск вошел в состав ДНР, и украинские военные нещадно поливали город изо всех орудий. Первой в Россию уехала дочь с внучкой, они с супругом месяц прожили в подвале. В доме не было газа, света, готовили во дворе на костре, и то с опаской – заметив дым, украинские войска начинали обстрел. Документы хранили постоянно при себе, ночевали в подполе, каждую ночь опасаясь быть засыпанными при взрыве. Через месяц Нина Сергеевна тоже собралась в путь - признается, что нервы сдавали. Смогла уехать в Саранск, через месяц к ней присоединился муж, и они решили купить домик в Кученяеве. Вернуться в Славянск было уже невозможно - город в ходе боев оказался на территории Украины, сейчас также находится в ее составе. Три года назад Нина Сергеевна осталась одна - не стало мужа.
Здесь, в Кученяеве, Нине Сергеевне передали в память о свекрови ее швейную машинку. Купленная еще в 50-е годы, она до сих пор верно служит новой хозяйке, а сейчас пригодилась особенно - только наволочек в госпитали пошито уже около 50 штук. Там, в Славянске, до сих пор живет тетка, которой изредка, но получается позвонить в Кученяево. Недавно рассказала, что в городе разбомбили школу, где ВСУ устроили свой штаб, что она и такие же горожане очень ждут прихода российских военных, и их на этом фоне притесняют, называют «ждунами».
Поэтому Нина Сергеевна, как и другие женщины, очень переживает за наших бойцов. «Нам бы хоть капельку быть им полезными, будем плести, сколько надо, лишь бы сети пригодились», - в один голос говорят кученяевские волонтеры.
Фото Ю. ЧЕРЕНКОВОЙ.