«Железный канцлер» – под таким именем Отто фон Бисмарк вошел в историю. Впрочем, в течение долгой и насыщенной событиями жизни он получал немало других, не менее ярких характеристик – «бешеный юнкер» и «ярый реакционер», «белый революционер». Обилие прозвищ, лестных и не очень, которыми его награждали друзья и враги, союзники и противники, само по себе является свидетельством того, насколько сложной и многогранной была личность одного из самых выдающихся политиков в европейской истории. Так каким же он был, «железный канцлер» Германии и, как про него говорили в узких кругах – человек на черный день? Попробуем разобраться.
Юность
Будущий правитель родился в семье богатого прусского землевладельца. Он с детства выступал против подчинения и дисциплины. Во время учебы в школе у него было множество конфликтов с учителями, а в первый год учебы в Геттингенском университете его чаще можно было встретить в пивных, чем на лекциях. Сам Отто смеялся, что за годы учебы он приобрел бесценный опыт: научился пить ночи напролет и при этом утром вставать бодрым. Также во время обучения в университете он поучаствовал в нескольких десятках дуэлей, во время первой из них получил шрам на щеке. Бисмарк потом не раз говорил, что его противник поступил нечестно, нанеся удар исподтишка.
Бисмарк, Россия и русское «ничего»
В конце 1850-х Бисмарка назначили посланником Пруссии в Российской империи. Как он потом вспоминал, в Петербурге его приняли радушно. За четыре года он выучил русский язык, который потом нередко использовал в переписке. Уже будучи канцлером Германии, он писал на официальных документах по-русски «запрещено», «осторожно», «невозможно». Однако самым его любимым в русском языке стало слово «ничего». Полюбить его помог случай.
Бисмарк нанял ямщика, но, увидев его лошадей, засомневался, смогут ли они доставить его на место вовремя. «Ничего», — ответил ямщик и понесся по дороге. Отто заволновался и спросил: «А ты меня не вывалишь из саней?». Ямщик вновь произнес: «Ничего». Но вдруг сани опрокинулись, и Бисмарк улетел в снег, разбив лицо. Он уже было замахнулся на ямщика стальной тростью, но тот стал загребать руками снег, чтобы оттереть кровь с лица Отто, приговаривая: «Ничего, ничего!». Впоследствии Бисмарк заказал кольцо из этой трости с надписью «Ничего!». Позже Отто признавался: « Когда мне приходилось бороться с сомнениями, - рассказывал далее Бисмарк, - когда мысль и воля готовы были отступить перед риском и опасностью, я говорил по-русски «НИЧЕГО» и смело шел к цели. Меня не раз упрекали мои добрые немцы, будто я иногда БЫВАЮ СЛИШКОМ УСТУПЧИВ ПЕРЕД РОССИЕЙ и в своей «русской» политике не обнаруживаю той самоуверенности, решительности, какую привыкли видеть во мне в иных случаях.
На эти упреки я обыкновенно отвечаю: надо принять во внимание, что в Германии только я один в трудные минуты жизни имею привычку говорить «НИЧЕГО», а в РОССИИ ЖИВУТ СТО МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЕ ТАКЖЕ ГОВОРЯТ «НИЧЕГО»!
Канцлер
В 1862 году О. Бисмарк становится канцлером, при вступлении в полномочия он произносит знаменитую речь. В ее ходе он заявляет, что все важные вопросы и принятые решения не должны обсуждаться и ожидать одобрения большинства парламентариев, а должны быть урегулированы исключительно «железом и кровью», а предыдущий опыт либерализма и демократии являлся огромной ошибкой предшественников. При этом, приоритетом для Отто фон Бисмарка было объединение германских земель в одну единую великую империю.
В достижении политических целей Бисмарк не церемонился, следуя старинном иезуитскому принципу: «Цель оправдывает средства». Он спровоцировал войну Пруссии с Францией, сфальсифицировав «эмсскую депешу» — телеграмму, отправленную через него Вильгельмом I Наполеону III. Канцлер исправил послание таким образом, что его содержание стало оскорбительным для французского императора. После этого Бисмарк опубликовал документ, считавшийся секретным, в ведущих немецких СМИ. Франция объявила Пруссии войну, в которой потерпела поражение и потеряла Эльзас и Лотарингию. Пруссия к тому же получила контрибуцию в размере пяти миллиардов франков.
Суровый характер канцлера проявлялся и дома — он ставил свои интересы выше родственных связей. В 1881 году его сын Герберт решил жениться на разведенной принцессе Элизабет Каролат-Бейтен. Она исповедовала католичество, а ее многочисленные родственники были противниками Бисмарка. Бисмарк запретил сыну сочетаться с ней браком, и действовал, как обычно, жестко. Вначале он лишил сына наследства, а затем пригрозил самоубийством. Герберту ничего не оставалось, кроме как подчиниться воле отца.
Бисмарк отошел от дел в 1890 году, его отправил в отставку молодой император Германии Вильгельм II, который очень боялся конкуренции со знаменитым объединителем Германии. В 1894 году скончалась жена Бисмарка. Это сильно подкосило бывшего политика. Его здоровье стремительно ухудшалось, и в 1898-м, в возрасте 83 лет, Отто фон Бисмарк умер. Потомкам он навсегда запомнился как человек, объединивший разрозненные Германские государства в единое целое и определивший многие векторы внешней политики Германии на долгие годы, что безусловно позволяет считать Бисмарка одним из величайших политиков Нового времени.