Найти тему
De Profundis

Ты - Бог мой, так не оставляй же меня... (Пс 21:11-12)

Маттиас Грюневальд, Изенхаймский алтарь, XVI век
Маттиас Грюневальд, Изенхаймский алтарь, XVI век

Мир - это пространство изменений.  Что-то происходит - здесь и там, плохое и хорошее. Начало и конец, взлет и падение. В тишине или драматически громко - как взрыв снаряда или выстрелы на концерте. Да, порой изменения ужасают...

Как быть? Сегодня, когда у христиан западной традиции Страстная Пятница, я вспоминаю слова апостола Павла - совет каждому, кто волей Небесного Отца проходит пространство перемен:

"Держитесь одного образа мыслей, дорожите взаимной любовью и сердцем и умом будьте едины. Не делайте ничего из духа соперничества или тщеславия, но в смирении каждый почитай другого выше себя; заботьтесь не только о своем, но [и] о благе других" (Флп 2:2-4)

В пространстве изменений эти слова звучат как музыка. Тихая музыка утешения и надежды. Но, в грохоте перемен, порой, невозможно услышать ее ноты. Тяжело услышать других и размышлять о благе - между нами стены и линии, которые толще и выше любых стен. Поэтому, Павел словами раннего христианского гимна говорит нам ещё кое-что:

"И на всё это у вас должен быть тот же взгляд, что и у Христа Иисуса:

Он, по самой природе Своей Богом будучи, за это Свое равенство Богу не держался, Божественностью Своей поступился и принял образ раба, уподобившись смертному человеку. И по виду Своему признанный всеми за человека,

Он в смирении Своем и послушании смерть принял, смерть на кресте.

Потому Бог и вознес Его высоко,

и даровал Ему имя всех иных имен превыше, дабы все на небесах, на земле и под землей колени свои преклонили пред именем Иисуса, и во славу Бога Отца всякий язык

провозгласил Господом Иисуса Христа" (Флп 2:5-11)

Я вижу это так. Мы - дети Бога. Провидение ведет нас через пространство перемен - от рождения к смерти через взлёты и падения. На этом пути мы теряем больше, чем находим и падаем глубже, чем хотим. Но, в любой потере и в любой бездне Бог держит нас, своих детей, за руку. 

Это надежда, которая не угаснет. Опора, которая не сломается. Нота, которая будет звучать вопреки всему - также, как она звучит в Иисусе вопреки смерти и несправедливости. Уверенность, что откроется славой Бога в Последний день.