Дочь меркитского вождя стояла перед ним, испуганно поглядывая из-под чёрных ресниц. Девушка впервые находилась здесь, в лагере Угэдэя и, как ему казалось, едва ли понимала, что ей предстоит стать его женой. Однако юная Дорегене в тот момент лишь оценивающе рассматривала сына монгольского хана и обдумывала, какой станет её участь рядом с этим человеком. Сама Дорегене не собиралась играть вторые роли и уступать власть, полагающуюся ей по праву. Удалось ли ей заполучить столь заветное владычество в Монгольском государстве?
Пленница и супруга
Она была всего лишь пленницей. Дочь вождя меркитов Тохтоа-беки Дорегене оказалась в плену у Чингисхана, когда тот разбил войско её отца. Девушка не отличалась внешней красотой, однако имела знатное происхождение, а потому и обойтись с ней хан решил по-особенному.
Дорегене была отдана одному из его сыновей, Угэдэю, в качестве жены. В момент первой встречи отпрыск Чингисхана решил, что девушка эта выглядит крайне испуганной и даже некрасивой. Едва ли он испытывал нежные чувства к Дорегене. Тогда Угэдэй не подозревал, что его супруга сумеет заполучить немалую власть.
Многие старинные авторы отмечают, что Дорегене была старшей женой хана Угэдэя, другие же просто называют её в числе четырёх главных жён сына Чингисхана. Как бы то ни было, но она стала матерью пятерых старших детей Угэдэя. Один только этот факт указывает на то, что Дорегене могла рассчитывать на особое внимание и покровительство супруга. C помощью рождения детей она смогла укрепить своё положение в Монголии.
Вопреки воле покойного
Как складывались отношения Дорегене с супругом, сложно сказать. В пору своей власти Угэдэй мало времени уделял жене и, вероятно, считал, что она не способна решать государственные дела и сложные задачи. Женщине отводилась весьма скромная роль матери детей хана. Дорегене понимала это, но не собиралась оставаться лишь «тенью» своего супруга. Уже при Угэдэе она приобрела заметное влияние среди монгольской знати и пользовалась большим уважением. Но истинный «звёздный час» ханши наступил после смерти её супруга.
В 1241 году, предчувствуя свою скорую кончину, Угэдэй назначил наследником своего внука Ширамуна. Да-да, в обход Дорегене и её сыновей! Уже один этот факт позволяет сделать вывод, что между супругами всё было далеко не ладно. Но, овдовев, ханша решила, что не станет соблюдать волю покойного. По её решению новым ханом стал старший из её сыновей, Гуюк. Вот только такие перемены понравились далеко не всей монгольской знати.
Что же предприняла Дорегене? И удалось ли её отстоять власть для своего сына?
Когда мужчины слабее женщины
Она осознанно пошла против воли покойного мужа – это было известно всем. Ханша Дорегене не собиралась отдавать власть никому, кроме своих сыновей. Вот только старший Гуюк оказался слишком слабым, чтобы отстоять свои права на место законного наследника Угэдэя.
Ситуация и правда была непростой. Желающих занять место Угэдэя нашлось немало. По сути, хан Бату мог бы оказать поддержку Гуюку, но он был слишком далеко и не спешил приходить на помощь человеку, которого откровенно недолюбливал.
Поняв, что на мужчин рассчитывать бессмысленно, Дорегене решила взять всё в свои «слабые» женские руки. Понимая, что пройдёт немало времени, пока вельможи одобрят выбор Гуюка ханом, она заявила, что будет править сама – на правах законной супруги покойного и матери его старших детей.
Власть ханши
Несмотря на тяжёлую политическую обстановку и кризис Дорегене уверенно шла к цели. За четыре года своего регентства она сумела подкупить и склонить на свою сторону большую часть наместников. Князья и нойоны, задобренные ханшей, соглашались принять власть Гуюка. Дорегене не воевала с ними, не разоряла их земли и не осаждала города. Её главным оружием стало золото, которым она щедро делилась с теми, кто соглашался стать её соратниками.
Хитрая и коварная, Дорегене мало считалась с интересами других, если те не могли стать живыми «инструментами» в достижении желаемого. В конце концов затея ханши была воплощена в жизнь – в 1246 году неподалёку от Каракорума она сумела собрать курултай, на котором Гуюк был объявлен новым и совершенно законным монгольским правителем. Кстати, говорили, что во время этого торжества прибывший к ханше великий князь владимирский Ярослав был отравлен рукой самой Дорегене. Джованни Плано Карпини писал:
«которая, как бы в знак почёта, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в своё помещение, тотчас же занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело».
Действительно ли Дорегене свела в могилу владимирского князя, в котором видела угрозу для могущества монголов, сказать сложно. По сути, неугодного князя ханша могла открыто казнить – никто бы в Орде её за это не осудил. Тем не менее эта решительная и жестокая женщина показала, что к своей цели стоит идти и по головам, и по "хладным телам". Правда, её сын тоже усвоил эту «науку». Говорили, что неслучайно Дорегене скончалась вскоре после воцарения Гуюка. Но это тоже всего лишь предположения.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))