Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Черный бизнес" (СССР, 1965), "Игра без ничьей" (СССР, 1967), "Ко мне, Мухтар" (СССР, 1965): "за" и "против"

Черный бизнес. СССР, 1965. Режиссер Василий Журавлев. Сценаристы Василий Журавлёв, Николай Жуков. Актеры: Иван Переверзев, Геннадий Юдин, Юрий Саранцев, Маргарита Володина, Станислав Михин, Аркадий Толбузин, Виктор Кулаков, Муза Крепкогорская, Феликс Яворский, Павел Винник, Марианна Стриженова, Константин Худяков, Елена Максимова, Григорий Шпигель и др. 29,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Василий Журавлев (1904–1987) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, шесть из них («Космический рейс», «Граница на замке», «Пятнадцатилетний капитан», «Черный бизнес», «Морской характер» и «Человек в штатском») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Преступная группа наглых расхитителей при психушке плюс западная шпионка… И все это в центре детектива! Согласитесь, смелый кинематографический замысел!

Шпионский детектив «Черный бизнес» многие зрители вспоминают и сегодня. Правда, в основном с иронией и смехом, хотя изначально намерения авторов «Черного бизнеса» были, разумеется, серьезны:

«Вот на такие фильмы и была снята замечательная пародия – мультфильм" Шпионские страсти". А как в фильме чекисты на "победе" преследуют "волгу" с жуликом Горским – "Прошли Курск", "Прошли Ростов", "Сочи". Это они что за один день всю страну промчались? Сейчас смотреть "Черный бизнес", "Над Тиссой", "Выстрел в тумане", "Меченый атом", "50 на 50" и т.п. без смеха невозможно. Вообще, когда я в детстве смотрел "Шпионские страсти", то не так много фильмов, которые пародируются, к тому времени видел. Ну, "Дело 306", ну, "Дело пестрых", "Выстрел в тумане", "Человек без паспорта". А вот "Черный бизнес" только вчера посмотрел целиком. Ну, очень веселился. Сцена в ресторане в мультфильме почти один в один! Разве что шпионка (Володина) не поет в этом же ресторане и не подсовывает соблазняемому юноше порножурнал. А вот стиляга и сын жулика Потапов (К. Худяков) с его усами ниточкой – вылитый стиляга из "Шпионских страстей"» (Балдахин).

«То, что фильм снят без юмора – по теме и сюжету – превращает его в невольную пародию. Вроде бы фильм середины 1960–х, а такое ощущение, что он родом из 1930–х. Шпионы ещё только думают, а всевидящий и всеслышащий КГБ уже всё знает. Плюсы фильма – шикарный эпизод, когда Саранцев строит из себя афериста на даче, и Аркадий Толбузин. Думаю, что Геннадий Полока пригласил его сыграть в своей пародии на шпионские фильмы "Один из нас" именно благодаря "Чёрному бизнесу". Кстати, "Мартель" – ещё одна перекличка "Чёрного бизнеса" с "Один из нас". Там Келлер (Гринько) предлагает выпить "Мартель" адвокату Степанову (Аркадий Толбузин!). Есть всё–таки у Геннадия Полоки чувство юмора» (М. Кириллов).

-2

Игра без ничьей. СССР, 1967. Режиссер Юрий Кавтарадзе. Сценаристы: Юрий Кавтарадзе, Константин Исаев, Леван Алексидзе. Актеры: Григорий Ткабладзе, Гиули Чохонелидзе, Имеда Кахиани, Тенгиз Даушвили, Волдемар Акуратерс, Роберт Лигерс и др. 29,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юрий Кавтарадзе (1923–1979) поставил всего четыре фильма, из которых одному – шпионскому детективу «Игра без ничьей» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В год выхода этого фильма на экран советские кинокритики встретили его с иронией и сарказмом. К примеру, Константин Щербаков, на мой взгляд, верно подметил, что в «Игре без ничьей» «действуют иностранные шпионы, внешность которых с внешностью нашего человека при всем желании спутать нельзя. Умный полковник, разговаривающий со своими подчиненными так, будто ведет занятия в школе для неполноценных детей. … а вполне невинное исполнение твиста расценено в фильме как моральное падение, от которого до предательства родины рукой подать» (Щербаков, 1967: 177).

Правда, здесь же, держа в уме соответствующие руководящие «постановления», К. Щербаков не забыл связать свои рассуждения с идеологической борьбой на экране: «Разумеется, у нашего советского детектива и у детектива буржуазного задачи принципиально разные. Но почему же мы нередко миримся с тем, что буржуазный детектив лучше выполняет свои задачи, чем наш, советский, – свои?» (Щербаков, 1967: 176).

Этот фильм многие зрители вспоминают и сегодня:

«Долго пытался вспомнить название фильма, где вражеский шпион стрелял из авторучки отравленными стрелками и убивал. Джеймс Бонд стал стрелять подобными стрелками лишь через тринадцать лет. В то время англичане безнадежно отстали от «Грузия–фильм». Нашел название, а потом и фильм. Посмотрел с большим удовольствием. Вражьи шпионы работают творчески, с большой выдумкой и жестоко. … Девушки очень очаровательные. Сюжет хорошо закручен» (Алекс).

«Стреляющая авторучка в комиссионке («Девушка, мне воон ту вазу») – конечно, событие детства! Но там был еще акваланг без воздуха, шпион нажравшийся воды, а также тайник в пляжной будке № 9 с сигнальной лампой в медицинских весах. Чудесные актеры на фоне грузинской ривьеры в ностальгическом окружении примет советской эпохи» (Фридрих).

Киновед Александр Федоров

-3

Ко мне, Мухтар. СССР, 1965. Режиссер Семен Туманов. Сценарист Израиль Меттер (по собственной повести «Мухтар»). Актеры: Юрий Никулин, Владимир Емельянов, Леонид Кмит, Юрий Белов, Алла Ларионова, Фёдор Никитин, Николай Крючков и др. 29,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Семён Туманов (1921–1973) поставил 7 фильмов, четыре из которых («Ко мне, Мухтар!», «Алёшкина любовь», «Николай Бауман» и «Любовь Серафима Фролова») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В 1965 году писатель и драматург Александр Крон (1909-1983) писал на страницах журнала «Искусство кино»: «В хорошем фильме, поставленном Семеном Тумановым, есть немало хороших находок. … Но есть и потери, и тоже немалые. И мне думается, что одна из главных причин – застарелая болезнь недоверия к зрителю, все та же робость по отношению к серьезной проблематике, которая заставляет менять названия. Назвать фильм о советском гуманизме «Ко мне, Мухтар!» - это тоже потеря» (Крон, 1965: 34).

Уже в постсоветские времена С. Кудрявцев отметил, что «картина «Ко мне, Мухтар!», пусть и снабжённая увлекательной милицейской интригой, на самом деле превратила овчарку по кличке Мухтар в настоящего киногероя, пользующегося большим успехом. … От криминально–мелодраматического надрыва эта лента спасается благодаря некоторой авторской иронии, в том числе в своеобразных собачьих ремарках …, а также из–за точно найденной актёрской манеры Юрия Никулина. Будучи цирковым клоуном, он общается на экране с четвероногим партнёром не просто как с равным себе, но и по правилам особой условной игры, проникнутой живым и неподдельным юмором» (Кудрявцев, 2006).

Фильм «Ко мне, Мухтар» до сих пор привлекает как детскую, так и взрослую аудиторию, так как произведения о дружбе людей и животных всегда находят отклик в зрительских сердцах:

«Хороший фильм. Хорошо запоминающийся. Никулин – многоплановый отличный актер. Конечно, в амплуа комика его видеть привычнее, но несколько мощных драматических ролей сразу вспоминаются ("Они сражались за Родину", "Когда деревья были большими")» (Владимир).

«Гениальная роль великого актёра Ю.В. Никулина. Кто бы мог подумать, что фильм так сильно "прозвучит" в народе. Серьёзный и грустный фильм с чудаковатым главным героем. Очень хорошо идёт голос за кадром» (Дымок).

«Шедевр, безусловно, и просто фильм моего детства, ставший классикой. Но скажу, что его в любом возрасте можно смотреть, потому что сделано всё на высшем уровне, начиная от сценария и режиссуры, заканчивая потрясающей актёрской игрой. Один гениальный Никулин в главной роли чего стоит, потрясающе и эмоционально сыграл. Не снимут больше таких кинолент, а жаль» (Критик всего).

«До сих пор показываю этот фильм своим внукам» (Бабушка).

«Я очень люблю роли Никулина, это у него одна из лучших» (Анна).

Киновед Александр Федоров