Найти тему

Белтинг: интервью с Джинни Ганье

Джинни Ганье – певица, преподаватель вокального отделения Музыкального колледжа Беркли. Она научила тысячи вокалистов петь, используя здоровую вокальную технику и невероятную выразительность. Также она является автором книг «Твой певческий голос» и «Белтинг: руководство по здоровому, мощному пению».

Есть ли какие-нибудь известные певцы, технику которых вы хотели бы изменить, чтобы помочь им избежать травм?

Конечно, и немало!

Кристина Агилера. Она чрезвычайно одарена, но поёт с очень плотно сжатыми челюстями и напряжённым горлом. Удивительно, что её голос не пострадал. Некоторые люди просто рождаются с «лужёной глоткой», которая и не снилась другим певцам. Я бы поработала с ней над тем, чтобы расслабить челюсть, хотя на данном этапе – судя по тому, что она продолжает спокойно петь, – изменение этой привычки стало бы весьма длительным процессом.

Алисия Киз – ещё одна певица, которая чересчур напрягается. Её пение, полное страсти и чувства, в совокупности с хрипловатым звуком чрезвычайно популярно. Однако в её случае за это приходится платить. Её голос стал более хриплым, и она ещё больше старается добиться нужного звучания. Я была бы рада поработать с такой одарённой певицей, чтобы помочь ей снять напряжение, опустить подбородок, научить дышать глубже. Её пение стало бы ещё более впечатляющим.

Брюс Спрингстин прошёл долгий путь от крикливого пения. Но по вздувшимся венам у него на шее видно, что он по-прежнему вкладывает в своё исполнение каждую каплю своей энергии. Он – сила, с которой нужно считаться! Судя по моим наблюдениям, могу предположить, что он прошел некоторое обучение и изменил свой подход к пению, чтобы снять лишнее напряжение. Наверное, он ещё один обладатель лужёной глотки.

Чем белтинг отличается от обычного пения? От крика?

Если по-простому, белтинг – это громкое пение на верхних нотах.

Что такое обычное пение? Для «обычного» нет единой настройки, одной динамики. Голос весь день меняет разные регистры и позиции, как в вокале, так и в речи.

Крик – сильно форсированный звук, он может повредить голос. Многие певцы пытаются добиться белтинга через крик. На самом деле, белтинг на высоких нотах относительно легко можно получить, используя яркий звук «тванга», хотя для этого требуется достаточно много физических сил.

Какие ошибки, по вашему мнению, чаще всего совершают вокалисты, пытаясь добиться белтинга?

Слишком сильно «поднимают» грудной голос, зажимают горло, напрягают голос, поют в неправильной тональности, поют слишком громко, делают огромные вдохи, визуализируют верхние ноты как верха, до которых нужно дотянуться.

Каждый может добиться белтинга? Если нет, то как узнать, подойдёт ли вашему голосу эта техника?

Каждый может добиться белтинга, хотя громкость и качество звука будут сильно различаться в зависимости от анатомии голоса, опыта и даже личности человека. Тем, кто от природы громко говорит, проще прийти к белтингу, чем тем, у кого тихий голос. Обладателям «небольших» или более высоких женских голосов может быть сложнее научиться белтингу. Однако не в каждом музыкальном стиле следует использовать белтинг. Не всем это нужно.

Как узнать, не травмируется ли голос?

Если после того, как вы пели некоторое время, вы чувствуете, что ваш голос очень устал, охрип, или у вас болит горло, значит вы потенциально нанесли ему вред. Если после пения вы не можете говорить, значит присутствует напряжение, которое может привести к травме. Другой показатель – как долго вы можете петь без проблем. 20 минут? 1 час? 3 часа? Это время должно быть не менее 1–2 часов.

Какое упражнение вы бы назвали самым важным и продуктивным?

Мягкие, чистые звуки. Я говорила об этом в обеих своих книгах. Это может показаться противоречивым, но распевка и пропевание устойчивых, чистых и мягких звуков без придыхания – лучший способ подготовиться к белтингу. Этот метод приводит голосовые связки к здоровым вибрациям без першения, что создает идеальные условия для более интенсивного использования голоса.

-2

Когда вы работаете над интерпретацией песни, какой вы видите роль белтинга? Он используется везде или только в определённых строчках? Есть ли способ определить, какие части песни лучше всего подходят для использования белтинга?

Сравните пение с устной речью. Когда мы разговариваем, голос меняется от громкого к тихому, от быстрого к медленному даже в пределах одного предложения. Пение – это выражение мысли в мелодии, художественная форма речи. Мелодия подскажет вам, когда нужно подчеркнуть эмоциональный момент, а когда отступить назад. Подумайте о тексте! Белтинг не следует использовать на протяжении всей песни, за исключением очень драматичных композиций (таких как «New York, New York», но даже там есть более мягкие пассажи). Опять же, поскольку белтинг – это громкое пение на высоких нотах, если мелодия в конкретном отрывке низкая, вы не сможете использовать белтинг.

Белтинг звучит весьма драматично. Иногда вам просто не нужно столько драмы! Не придавайте блюду излишней остроты.

Иногда громкость группы, с которой вы работаете, в сочетании со звуком в зале может побудить вас слишком сильно напрягать голос, чтобы вас было слышно. Наш звук СИЛЬНО отличается, когда находимся одни в комнате, или в зале поём через систему звукоусиления. Важно привыкнуть к звучанию своего голоса через микрофон, чтобы это не сбивало вас с толку и не заставляло напрягать голос.

Какой совет вы даёте всем певцам, который обычно приводит к значительным улучшениям?

Практикуйтесь. Слушайте. РАСПЕВАЙТЕСЬ (разогревайтесь), прежде чем переходить к более сложным техникам, по крайней мере, в течение получаса! Используйте всё своё тело. Следите за ногами, твёрдо стойте на полу. Используйте дыхание. Пение тесно связано с вашим физическим состоянием, особенно в том, что касается белтинга.

Упражнения: бегайте, плавайте, ходите в спортзал, катайтесь на велосипеде, поднимайте тяжести – что угодно. Это также приучает ваши лёгкие интенсивно работать!

Существуют определённые разногласия по поводу белтинга…

Да, вокруг белтинга всегда возникают споры, многие педагоги отказываются заниматься этой техникой на уроках, настаивают, что это вредно для голоса и, вдобавок, некрасиво звучит. Другие преподаватели заставляют студентов осваивать белтинг, чтобы получить современное, мощное звучание, но сосредотачиваются больше на стиле и наставлениях, а не на технике.

Важно понимать, что именно происходит, когда мы поём, независимо от того, используем ли мы белтинг или нет. Прежде чем написать книгу о белтинге, я консультировалась относительно анатомии голоса с экспертом из Медицинского центра Тафтса в Бостоне.

Не могли бы вы привести один–два действительно удачных примера использования белтинга?

Джесси Джей отлично использует белтинг. Она уверенная в себе, расслабленная, но при этом очень оживлённая. У неё есть тот самый тванг, который нужен для того, чтобы издавать громкие звуки. Она очень много работает, но совсем не напрягается. «Price Tag» – песня с сильным вокалом, но большая её часть исполнена без белтинга. Это часть успеха Джесси Джей: она использует белтинг, а может и не использовать его.

Другой великой певицей была Джуди Гарленд. Она была феноменальной исполнительницей и часто использовала белтинг, преимущественно в стиле, который мы бы сегодня назвали стилем «музыкального театра» (мюзикла). Она прекрасно исполняет «Get Happy», приберегая белтинг на конец песни.

Как насчет примера кого-нибудь, кто получил вокальную травму?

У Джона Майера была вокальная травма, которая, как мы знаем, потребовала операции. По иронии судьбы, он не использовал белтинг; он пел с чрезмерно напряжённым горлом, даже в мягких пассажах. Это придавало ему тот «сексуальный» звук, который так популярен, но за это пришлось заплатить определённую цену. Он был либо слишком напряженным, либо слишком широко открывал рот, временами на него было даже неудобно смотреть. Он слишком много работал.

Однако же он так чувственно поёт, что большинство людей никогда не заметили бы, что техника ему мешает. С тех пор он прошел курс вокальной терапии и теперь использует гораздо более здоровую технику.

По материалам: «Belting Singing Technique: Interview with Jeannie Gagné»; Jonathan Feist

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK