Найти тему
Корабельный кот

Первые суда на метаноле появятся в России. Готово ли отечественное судоходство к очередной экоинициативе?


Поиск альтернативных видов топлива для судоходства набирает обороты. Одним из перспективных видов топлив, которое успешно применяется в мире, является метанол. Одни делают ставку на него, а другие критикуют.

В России решили не отставать от глобальных трендов на экологичность транспорта. Недавно компания «Русхим» заявила, что построит три танкера-шаттла ледового класса, работающих на метаноле.

Корабельный кот узнал о новом проекте и о перспективах «зеленого» метанола в качестве судового топлива у крупнейшего отечественного производителя метанола – АО «Метафракс Кемикалс».

Мировая тенденция растет

Сегодня применение метилового спирта как топлива для транспорта широко распространено в области судоходства. На это оказывает влияние ужесточающаяся экологическая политика Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов и требования Международной морской организации (IMO) к судам в международных водах.

Сейчас в мире уже оперируют более чем 20 судами с топливом в виде метанола, а через 5 лет их количество достигнет более 170 единиц.

Про экологичность в цифрах

Метанол является более экологичным видом топлива в сравнении с дизельным топливом или судовым мазутом: при его сжигании отсутствуют выбросы оксида серы и твердых частиц, что регламентировано требованиями IMO, а выбросы СО2 на 1 кВт энергии двигателя значительно ниже (согласно ГОСТ 57262-2016 с учетом полного жизненного цикла топлива).

Первые российские суда

В России также растет интерес к метанольному топливу: химическая компания «РусХим» разместила заказ на строительство двух метанольных судов. Суда будут перевозить метанол и на нем же работать. Каждый танкер будет вмещать около 19 тысяч тонн груза.

Поставка всей серии из трех судов ожидается до 2029 года – аккурат к моменту ввода в эксплуатацию строящегося газохимического комплекса в Ненецком АО. Оттуда метанол будут отправлять в Мурманск на перевалку. Далее метанол будет направляться на экспорт в Китай через Суэцкий канал, а возможно и по Севморпути.

Инфраструктура

Развитие метанольного судоходства в России сдерживается отсутствием готовых технологических решений для использования в транспорте, что требует капитальных вложений в создание новых технологий судового двигателестроения.

Вопрос развития портовой инфраструктуры также следует учитывать, но уже на данный момент заправка судов метанолом возможна в портах, в которых располагаются действующие терминалы по перевалке метанола, а это такие крупные российские порты как Кавказ, Тамань, Санкт-Петербург, Находка.

Всего в мире насчитывается более 125 портов, готовых к бункеровке метанольным топливом, что дает возможности для расширения географии курсирования метанольного судна.

Подписывайся на телеграм-канал Корабельный кот – рассказываем о самых актуальных темах логистики на воде ⚓️