Найти тему
Москвичка Католичка

Как католики празднуют Пасху

Сегодня, 31 марта, католики празднуют Христово Воскресение. Пасха — главный христианский праздник, когда мы празднуем победу Бога над смертью и грехом.

Значение Пасхи

Корни христианской Пасхи идут от иудейской. Иудейская Пасха (Песах) является воспоминанием исхода иудеев из Египта. Это центральное событие Ветхого Завета, когда Бог вывел евреев из Египта, где они жили в рабстве. Бог стал спасителем для израильского народа. Но как это связано с христианской Пасхой? Христиане считают, что спасение евреев стало прообразом спасения всего человечества через крестную смерть Иисуса Христа.

Но от чего пришлось спасать человечество? От греха, смерти и страданий. Ни для кого не секрет, сколько в этом мире ненависти, зла, насилия и несправедливости. И причиной всего этого является человеческий грех. Всё началось с Первородного греха, когда Адам и Ева из гордыни ослушались Бога и съели плод с дерева познания добра и зла, чтобы стать «как боги». С тех пор природа человека стала испорчена грехом, а в жизнь людей вошли страдания, болезни и смерть.

Но несмотря на то, что человек отвернулся от Бога, Господь первым выходит навстречу к человеку. Через Авраама, Моисея и прочих ветхозаветных пророков Бог обращался к людям. Бог так возлюбил человека, что Сам стал человеком и принёс себя в жертву за человеческие грехи. Распятие на кресте — очень позорная и мучительная смерть. И именно эта смерть, этот символ любви стали спасением для всего человечества. Иисус Христос в противовес гордыни Адамы и Евы, пожелавшими стать равными Богу, Сам стал человеком и показал истинное смирение. Так Иисус Христос стал новым Адамом, а крест стал деревом Жизни. Таким образом, крестная жертва Иисуса Христа является не только важнейшим событием в христианстве, это важнейшее событие в истории человечества, в истории всей вселенной. Именно поэтому распятие стало символом христианства.

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. (Еф 2:14-16)
-2

История земной жизни Иисуса Христа не закончилась Его смертью. Он воскрес. Это событие стало подтверждением Его Божественности. Господь победил смерть и дал нам надежду на новую жизнь со Христом, на телесное воскресение каждого из нас в конце времен.

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. (1Кор 15:21-23)

Великий Пост

Пасхе предшествует время Великого Поста. Это единственный пост в литургическом году у католиков. Он длится 40 дней (дни Страстной Недели считаются отдельно). Великий Пост является не просто подготовкой к празднованию Пасхи. Это время покаяния и углубления духовной жизни. Смысл поста в том, чтобы через воздержание от своих привязанностей и зависимостей стать ближе ко Христу. Раньше посты у католиков были довольно строгие, но сейчас Католическая Церковь почти не ограничивает употребление пищи во время Великого поста. В каждой стране ограничения могут отличаться, их устанавливает Конференция Епископов. В России из обязательных ограничений — воздержание от мяса по пятницам в течение всего года (не считая тех пятниц, на которые приходятся крупные праздники) и ограничение количества пищи два дня в году: в Пепельную среду и Страстную пятницу. Ограничение количества пищи называется строгим постом и предполагает, что можно за день поесть всего три раза и только один из них досыта. В эти дни употребление мяса тоже запрещено, но можно есть молочные продукты, яйца и рыбу. Строгий пост обязателен для всех католиков с 18 до 60 лет (за исключением случаев проблем со здоровьем и других уважительных причин). Отказ от мяса по пятницам обязателен для всех католиков старше 14 лет. Но это не значит, что в остальные дни поста жизнь католиков никак не меняется. Каждый человек сам себе может выбрать какие-либо ограничения или молитвенные практики. Ограничения могут быть от алкоголя, сладкого, кофе, соцсетей. Каждый человек сам выбирает, к чему он может быть слишком привязан. Также желательно на время поста отказаться от увеселительных мероприятий. Кстати, у католиков нет требования отказываться от супружеской близости в пост.

Особое значение имеет пост для катехуменов (тех, кто готовится к крещению). Поскольку в Католической Церкви принято крестить взрослых в пасхальную ночь, пост для катехуменов становится подготовкой к принятию Таинства Крещения, временем очищения и просвещения. Если в конкретном приходе планируется крещение взрослых на Пасху, то во время поста на воскресных Мессах совершаются особые обряды. В Первое воскресенье поста совершается обряд Избрания (Записи имен) катехуменов. В последующие воскресенья совершаются такие обряды, как исследования и вручение Символа веры и Молитвы Господней.

Пепельная среда

Великий Пост начинается в Пепельную среду. Этот день так называется благодаря обряду посыпания пеплом головы верующих в знак покаяния. В некоторых приходах вместо посыпания головы принято рисовать пеплом крест на лбу. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14), либо «Ты прах и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Пепел, который используется для богослужения, получается в результате сжигания пальм и верб прошлогоднего Вербного воскресенья. Обряд посыпания головы пеплом не является таинством, поэтому в нем могут участвовать некрещеные или крещенные в других конфессиях.

Обряд посыпания головы пеплом
Обряд посыпания головы пеплом

В Великий Пост священники надевают фиолетовое облачение. Фиолетовый цвет символизирует покаяние. Литургия Великого Поста отличается от литургии в обычное время: песнопения становятся менее торжественными, не поется гимн «Слава в Вышних Богу» и «Аллилуйа» перед чтением Евангелия, перестают украшать алтарь живыми цветами.

Во время поста принято размышлять о страданиях Иисуса Христа. Существует особые богослужения, посвященные Страстям Господним. Самым известным и древним является богослужение Крестный путь. Оно представляет собой процессию с крестом и 14-ю остановками (стояниями, станциями). Обычно в католических храмах на стенах можно увидеть 14 изображений, каждое из которых посвящено одному эпизоду крестного пути Иисуса Христа на Голгофу. Во время богослужения процессия проходит по периметру храма, останавливаясь и молясь возле каждого изображения. Первое стояние посвящено осуждению Христа на смерть, а последнее — положению Христа во гроб. Некоторые события из тех, что вспоминаются в богослужении Крестного пути, не описаны в Евангелии, а известны благодаря преданию. Иногда Крестный путь совершается на улице вокруг храма или по улицам города.

Изображение 4 стояния: Иисус встречает Свою Пречистую Матерь. The Cathedral of the Most Sacred Heart of Jesus, South Northshore Drive, Knoxville, TN, USA
Изображение 4 стояния: Иисус встречает Свою Пречистую Матерь. The Cathedral of the Most Sacred Heart of Jesus, South Northshore Drive, Knoxville, TN, USA

Особым образом среди дней поста отмечается четвёртое воскресенье Великого Поста — Воскресенье Leatare. «Leatare» переводится с латинского языка как «возвеселись». Это радостное воскресенье, знаменует собой приближение Пасхи, ведь уже прошла середина поста. В этот день священники могут надевать розовое облачение, которое символизирует радость. Розовое облачение используется только два раза в году: в Воскресенье Leatare и Воскресенье Gaudete (середина Адвента, времени перед Рождеством).

Существует традиция после вечерней Мессы Воскресенья Leatare закрывать распятие и изображения в храме фиолетовой тканью. На Литургии Страстной Пятницы покрывало снимают с распятия, а с икон снимают ткань перед Мессой Навечерия Пасхи.

-5

Страстная неделя

Вербное (Пальмовое) воскресенье

Страстная неделя начинается с Вербного воскресения, которое в западных странах называется Пальмовым. Это связано с тем, что народ с пальмовыми ветвями встречал Иисуса Христа при входе в Иерусалим. В России это воскресение стало вербным, поскольку пальмы в России не растут, а верба как раз весной начинает распускаться. Российские католики в Вербное воскресенье приносят в храм и пальмовые листья, и вербы, а многие делают небольшие букетики, используя также другие растения, в том числе и цветы.

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12:12-13)

Этот день празднуется торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим в качестве Царя. Но царственность Иисуса Христа неразрывно связана с его страданиями. Иисус пришёл в Иерусалим, чтобы в нем умереть за наши грехи. На Мессе Вербного Воскресенья священники облачаются в красное облачение, которое символизирует царскую власть Иисуса Христа, а также цвет мученической крови.

В Вербное Воскресенье отличается порядок богослужения. Месса начинается на улице или в притворе храма. Сначала читается отрывок из Евангелия о Входе Господнем в Иерусалим. Затем освящают пальмы и вербы, после чего верующие процессией входят в храм. В середине Мессы читается отрывок из Евангелия о Страстях Господних. Согласно древнему обычаю, его могут читать (или даже петь) по ролям. Во время чтения момента смерти Иисуса верные опускаются на колени и молятся в тишине.

-6

Месса освящения мира и благословления елея

На Страстной неделе в кафедральном соборе (соборе, в котором находится епископская кафедра) под предстоятельством епископа совершается Месса освящения мира и благословления елея. На эту Мессу собираются все священники епархии. Эту Мессу принято служить утром Великого Четверга, но она может переноситься и на другой день, если священникам долго добираться до собора. Например, в Москве Месса освящения мира служится в среду Страстной недели, поскольку территория Московской архиепархии очень большая, а священникам нужно успеть вернуться в приходской храм, чтобы отслужить Мессу Великого четверга.

Месса является выражением общения священников со своим епископом. На этой Мессе, священники торжественно обновляют священнические обещания.

Месса освящения мира и благословления елея так называется потому, что на ней освящается миро (которое будет использоваться в Таинстве Миропомазания) и благословляется елей (который будет использоваться для Таинства Елеопомазания Больных и для помазания катехуменов). После Мессы священники отвозят миро и елей в свой приход.

Месса освящения мира и благословления елея. Кафедральный собор в Йоханнесбурге, Южная Африка
Месса освящения мира и благословления елея. Кафедральный собор в Йоханнесбурге, Южная Африка

Пасхальное Триденствие

Празднование Пасхи у католиков объединяется в три дня: Великий четверг, Страстную Пятницу пятницу и Великую субботу. Это называется Священным Пасхальным Триденствием (Triduum Paschale).

Великий Четверг: Месса Воспоминания Тайной Вечери

Пасхальное Триденствие начинается вечером Великого четверга, когда Церковь вспоминает события Тайной Вечери (установление Таинства Священства и Таинства Евхаристии), а также арест Иисуса Христа.

На Мессу Воспоминания Тайной Вечери священники облачаются в белый цвет. Месса Великого Четверга является одновременно и праздничной (ведь празднуется установление таинств), и скорбной (потому что вспоминается арест Иисуса Христа и начинается ожидание Его страданий). На этой Мессе очень торжественно исполняется гимн «Слава в вышних Богу» (Gloria), который не исполнялся в течение Великого Поста. Во время исполнения гимна звонят все колокола и колокольчики в храме. Но по окончании гимна замолкают орган, колокола, и даже вместо колокольчиков на Мессе будут использоваться колотушки. Церковь погружается в скорбную тишину до Навечерия Пасхи.

После проповеди совершается Обряд омовения ног (Mandatum). Епископ или настоятель прихода омывает ноги двенадцати мужчинам. Несколько лет назад Папа Франциск разрешил в этом обряде участвовать и женщинам, однако во многих странах, в том числе и России, ноги омывают исключительно мужчинам. Этот обряд является воспоминанием о том, как Иисус Христос омывал ноги апостолам на Тайной Вечере, показав пример любви и смирения.

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. (Ин.13:3-5)
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. (Ин.13:12-15)

Обряд омовения ног
Обряд омовения ног

После причастия Пресвятые Дары не относят в Дарохранительницу. В конце Мессы Дары с пением гимна «Возвеличим всегласно тайну Тела Божия» («Pange, lingua, gloriosi Corporis mysterium») торжественно переносятся в так называемую «темницу» — часовню, боковой алтарь или временно сооруженное место. В некоторых странах, в том числе и России, это место принято особым образом декорировать в виде темницы. Таким образом вспоминаются события после Тайной Вечери, когда Иисус Христос переживал Гефсиманское борение, арест и одиночество после бегства учениками.

После Мессы с алтаря снимают покров, убирают крест и подсвечники. Он остается обнаженным вплоть до Навечерия Пасхи. Это символизирует одиночество и уязвимость Иисуса Христа, а также снятие с Него одежды перед распятием.

Страстная пятница: Литургия Воспоминания Страстей Господних

Страстная пятница — самый скорбный день в литургии. Это единственный день в году, когда Месса не служится, т.е. не совершается Таинство Евхаристии.

В три часа дня (время крестной смерти Иисуса Христа) принято совершать Литургию Воспоминания Страстей Господних, однако она может быть перенесена ближе к вечеру. В этот день священники надевают красное облачение.

Литургия страсной пятницы состоит из нескольких частей: Литургии Слова, Поклонения Кресту Господню, Причащении и Процессии ко Гробу Господню. В начале Литургии предстоятельствующий священник простирается ниц перед алтарем, остальные священнослужители и верные стоят на коленях. Некоторое время все молятся в тишине.

На Литургии Слова читается Евангелие – Страсти Господни по Иоанну (Ин. 18:1-19:42). Так же как и в Вербное Воскресенье, Евангелие может читаться или петься по ролям. Литургия Слова завершается молитвой верных, во время которой верующие возносят прошения о Церкви, Папе и священнослужителях, о катехуменах, о единстве христиан, об иудеях, о неверующих во Христа, о неверующих в Бога, о правящих государствами и о бедствующих.

После Литургии Слова начинается Поклонение Святому Кресту. Формы этого обряда могут различаться: в храм заносят Распятие в храм или перед алтарем с него снимают фиолетовый покров, священник возглашает «Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира». Народ отвечает: «Придите, поклонимся». Затем начинается поклонение: верные целуют распятие, почитая Христовы Страсти. В этот день Евхаристической литургии нет, потому что жертву совершает Сам Христос. Верные причащаются Дарами, освященными в Страстной Четверг. На протяжении нескольких веков в этот день причастие было запрещено, однако папа Пий XII отменил этот запрет. Алтарь, который с Великого четверга был обнажен, временно накрывают скатертью и выставляют на него Святые Дары, которые были освящены в четверг. После богослужения покров с алтаря снимают.

В конце Богослужения Пресвятые Дары переносятся на боковой алтарь, который во многих странах украшается наподобие Гроба, в который был положен Христос. В некоторых странах вместо Пресвятых Даров в гроб переносят Распятие.

Святая Суббота: Навечерие Пасхи

В Святую субботу существует традиция строго поста.

Навечерие Пасхи — центральное богослужение всего литургического года. Это самая продолжительная и торжественная Месса. Месса Навечерия проводится после захода солнца. Священники облачаются в белую одежду.

Литургия света (Lucernarium)

Навечерие Пасхи начинается в тишине и темноте с Литургии Света. У входа в храм разжигают костёр, который благословляет священник. От этого огня зажгут пасхал (пасхальную свечу), которая символизирует Иисуса Христа. Священник рисует на пасхале крест, греческие буквы Альфа и Омега, а также пишет год празднования Пасхи, произнося: «Христос вчера и сегодня, Начало и Конец, Альфа и Омега. Ему принадлежат времена и века, Его слава и владычество во веки веков. Аминь». Затем, вонзает в пасхал крупицы ладана и говорит: «Ранами Своими святыми и славными ограждает и хранит нас Христос. Аминь». Затем от костра зажигают пасхал. Входя вместе с процессией в храм, священник трижды возглашает: «Свет Христов». Собравшиеся в церкви отвечают: «Благодарение Богу». Верующие зажигают свои свечи от пасхала, постепенно по темного храму распространяется свет от множества свечей. Диакон, священник или чтец провозглашает Пасху древним и величественным гимном «Exsultet» («Да ликует ныне небесное ангельское воинство»).

-9

Литургия Слова

Во время Литургии Слова читается не три, как в обычные воскресные дни, а девять библейских чтений: семь из Ветхого Завета (призваны показать божественный замысел спасения человечества от сотворения человека до пришествия Христа на Землю) и чтения из Нового Завета иллюстрируют события и значение Воскресения Христа в деле спасения людей. Допускается сокращение количества чтений.

После ветхозаветных чтений очень торжественно поется гимн Gloria, при исполнении которого во всем храме загорается свет и впервые с Мессы Великого четверга звучит орган, звонят колокола и все колокольчики в храме. С этого момента богослужение сопровождается звуками музыкальных инструментов. Перед евангельскими чтениями звучит торжественное «Аллилуйя».

Литургия Крещения

Если в храме присутствуют катехумены, то совершается Литургия крещения. Крещение взрослых в пасхальную ночь — древняя церковная традиция. Как Пасха является символом смерти и воскресения в новую жизнь, так и принятие крещения является смертью для греха, а также воскресением и новым рождением в жизнь во Христе. Поэтому пасхальные ночь для катехуменов имеет особое значение. В этот день они принимают три таинства посвящения: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания и Таинство Евхаристии.

Сначала поется Литания Всем Святым и благословляется вода в крещальной купели. В купель погружается пасхал — это символизирует крещение Иисуса Христа в водах Иордана, а также Его смерть.

Далее следует отречение от зла и исповедание Символа веры. Вместе с катехуменами все верные обновляют свои крещальные обеты.

Предстоятель: Спрашиваю каждого из вас: отрекаешься ли ты от сатаны?
Избранные: Отрекаюсь.
Предстоятель: И от всех дел его?
Избранные: Отрекаюсь.
Предстоятель: И от всякой гордыни его?
Избранные: Отрекаюсь.
Предстоятель: Веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли?
Избранные: Верую.
Предстоятель: Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Единствен ного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?
Избранные: Верую.
Предстоятель: Веруешь ли ты в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?
Избранные: Верую.

Крещение может происходить как через погружение, так и через возлияние воды на голову. Священник трижды погружает человека или трижды возливает воду на голову крещаемого, произнося: «(Имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во время крещения воспреемник (крестный) стоит сзади крещаемого и держит правую руку на его плече. После этого воспреемник облачает новокрещеного в белую одежду (символ непорочности) и вручает ему зажженную от пасхала свечу (символ света Христа).

Пасхал и крещальная купель перед алтарем. Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве
Пасхал и крещальная купель перед алтарем. Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

Литургия Миропомазания

После Таинства Крещения новокрещеным преподается Таинство Миропомазания (Конфирмация). Служителем Миропомазания является епископ, но священник тоже может им быть. Священник или епископ мажет лоб крещеного миром и произносит: «Прими знамение дара Святого Духа». Восприемник так же, как и во время крещения, держит правую руку на плече миропомазанного.

После Миропомазания все верные окропляются водой в знак воспоминания о своем крещении. Поется антифон: Видел я воду, стекающую с правой стороны храма, и все, кого достигает эта вода, исцеляются и восклицают: аллилуйя, аллилуйя. Если в храме новокрещеных нет, то вместо Крещения и Миропомазания совершается только обновление крещальных обетов всех верных и окропление водой.

После окропления водой произносится молитва верных, в которой впервые участвуют новокрещеные.

Литургия Евхаристии

Также новокрещеные участвуют в процессии Приношения даров (хлеба и вина) на алтарь.

Во время Причастия в первую очередь причащаются новокрещеные, воспреемники и катехизаторы. Желательно, чтобы все верующие в этот день причащались под двумя видами (не только хлебом, но и вином).

В конце Мессы священник торжественно благословляется народ. На отпуст диакон или священник произносит: «Идите в мире Христовом. Аллилуйя, аллилуйя». Народ отвечает: «Благодарение Богу. Аллилуйя, аллилуйя».

После Навечерия Пасхи или перед утренней пасхальной Мессой совершается Пасхальная процессия. Участники шествия несут крест, украшенный красной столой (знамением победы), и фигуру Воскресшего Христа, трижды обходят церковь (внутри или снаружи) со Святыми Дарами, подчеркивая тем самым вечность и совершенство новой жизни, дарованной Воскресшим Христом.

Октава Пасхи и Пасхальное время

Празднование Пасхи продолжается, не только в воскресенье. Торжественное празднование продолжается восемь дней — до следующего воскресенья. Этот период называется Октавой Пасхи. На Мессах в Пасхальную Октаву принято после «Аллилуйа» и перед чтением Евангелия произносить или петь Пасхальную Секвенцию:

Да приносят христиане
хвалу Пасхальной жертве.
Агнец стадо избавил,
Сам Христос непорочный
с Отцом примирил наш род греховный.
Смерть и жизнь в поединке
несравненном сразились,
Царь жизни распятый жив и правит.
Скажи нам, Мария:
что Ты в саду узрела?
Христа живого гробницу,
и славу Воскресшего из мёртвых.
И Ангелов Божиих
и саван погребальный.
Воскрес Христос, моя надежда,
Своих предваряет в Галилее.
Верно знаем, что воскрес Он,
Христос-Победитель.
Ты, Царь и Боже наш,
нас помилуй.

Октава Пасхи завершается Праздником Божия Милосердия. Этот праздник появился в конце XIX века и связан с явлениями Иисуса Христа святой Фаустине Ковальской. За девять дней до Праздника Милосердия (начиная со Страстной пятницы) принято начинать читать Новенну Божьему Милосердию.

Но и с окончанием Октавы Пасхи празднование Воскресения не заканчивается. Пасхальное время продолжается 50 дней вплоть до Торжества Пятидесятницы. На завершение месс Пасхального времени обычно поется Богородичный антифон Regina caeili.

Regina caeli, laetare, alleluia;
Quia quem meruisti portare, alleluia,
Resurrexit, sicut dixit, alleluia:
Ora pro nobis Deum, alleluia.

Перевод:

Царица Небесная, радуйся. Аллилуйя.
Ибо Тот, Кого Ты удостоилась носить во чреве Твоём. Аллилуйя.
Воскрес из мёртвых по предсказанию Своему. Аллилуйя.
Моли Бога о нас. Аллилуйя.

_____

Пишите комментарии и задавайте интересующие вопросы о католичестве, буду рада ответить!

Вы также можете прочитать другие мои статьи:

  • О том, как одеться в католический храм и о правилах поведения, читайте в статье: Первый раз в католическом храме.
  • Также можете ознакомиться со статьей о том, как стать католиком в России.
  • Статья про самые нелепые заблуждения о католиках.
  • Если вы хотите узнать больше о католичестве, в этой статье для вас собрано 6 полезных интернет-ресурсов.
  • О том, как проходит католическая Месса, вы можете прочитать в статье: Как проходит католическая Божественная Литургия.