Найти тему
sputnik.by

Самый скорбный день церковного календаря: 29 марта у католиков наступила Стратсная пятница

Оглавление

Самым скорбным этот день у католиков считается не просто так: сегодня верующие вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, снятие с креста его тела и погребение.

В Страстную пятницу соблюдается самый строгий пост, некоторые верующие потребляют в пищу исключительно хлеб и воду. В этот день не принято выполнять какие-либо работы по дому или на земле, веселиться, пить алкоголь.

Исторические аспекты

Первые упоминания о Литургии этого дня можно найти в воспоминаниях Эгерии (IV в.), которая передала описание литургических священнодействий иерусалимской Церкви. Верные собирались уже рано утром, чтобы почтить крест. Около полудня они снова собирались на Литургию Слова, во время которой центральное место занимало описание Страстей Господних, чередующееся с пением гимнов и псалмов. В третий раз они собирались в базилике Анастасис, чтобы послушать описание положения тела Христа в Гроб.

Богослужение Страстной Пятницы формировалась в различных локальных Церквях немного по-разному. Первые описания Литургии в Риме датируются VII веком. Они свидетельствуют о включении в богослужение этого дня, наряду с Литургией Слова и поклонением кресту, Святого Причастия, что со временем развилось в т.н. Мессу Преждеосвящённых Даров (Missa praesanctificatorum). Однако начиная с XIII века Причастие принимал уже только главный служитель.

На совершение Богослужения Страстной Пятницы и всего Тридиума оказало влияние перенесение в XVI веке всех богослужений на утренние часы. За обновление Пасхального Тридиума взялся ещё до Второго Ватиканского собора Папа Пий XII в 1955 году. Принципиально не меняя его структуры, он вернул прежде всего Святое Причастие для всех верующих, красный цвет литургического облачения, а также переместил Литургию Страстей Господних на более позднее время.

Нынешний вид Богослужения Страстной Пятницы, являющийся плодом литургической реформы Второго Ватиканского собора, заключён в Миссале Павла VI от 1970 года.

Литургические аспекты дня

Богослужение Страстной Пятницы в своём нынешнем виде состоит из четырёх главных частей: Литургии Слова, поклонения Кресту, Святого Причастия и процессии к Гробу Господнему.

Литургия Слова

В Литургии Слова центральное место занимает описание Страстей Христовых от св. Иоанна, которому предшествует четвёртая песня страдающего слуги Яхве из Книги пророка Исайи и фрагмент Послания евреям. Жест преклонения колен и минута тишины, которая наступает во время Провозглашения Страстей Господних, указывают на то, что посредством Богослужения мы не только вспоминаем спасительные события, но и актуализируем их здесь и сейчас, что они становятся для нас не воспоминанием, а действительностью. Увенчанием Литургии Слова является торжественная молитва верных.

Поклонение Кресту

-2

В настоящее время есть две формы явления креста (в алтарной части или же в трёх местах храма: при входе, посередине и перед входом в алтарную часть).

Для поклонения всегда используется исключительно один крест, который должен быть соответственно большим и красивым. В исключительной ситуации, в случае большого собрания верных, когда невозможно было бы почтить крест каждому из участников по отдельности, можно после того, как некоторые верные поцелуют крест, сохранить тишину продолжительный период времени, в течение которого у каждого будет возможность для личного поклонения. Однако это чрезвычайная ситуация, поскольку личное поклонение в этом обряде является самым важным элементом.

Поклонение сопровождается пением соответствующих песен, среди которых особое место занимают Импроперии. Сочинённые по-гречески в VI веке и введённые потом в западную Литургию, они являются интересным литературным произведением, в котором Бог обращается к Своему избранному народу, напоминая ему обо всех благодеяниях, которые тот получил, и упрекая его за то, что не поверил в единого Сына, Иисуса Христа.

Святое Причастие

Хотя в Страстную Пятницу Церковь не совершает Евхаристию, однако верные также во время Богослужения этого дня могут принять Святое Причастие – подлинное Тело Христа, которое было распято на древе Креста.