Найти в Дзене

Вторая сюжетная линия

Оглавление

Вторая или параллельная сюжетная ветвь отлично помогает поддерживать интерес читателя к истории и вовремя его переключать - если, конечно, не наделать здесь ошибок (а то может получится и наоборот). В основном авторы добавляют ее для создания динамики и придания объема как самой истории или теме, так и персонажам. Можно вспомнить, к примеру, роман "Мастер и Маргарита", где вторая линия - события в Ершалаиме - играет сразу несколько ролей: придает эпичность истории, глубже раскрывает персонажа Воланда, подробнее обыгрывает темы прощения и милосердия, отлично работает с переключением внимания читателя, что способствует его дополнительному интересу.

Если вы хотите добавить в свое произведение вторую сюжетную ветвь, хорошо подумайте: а нужна ли она вашей истории? Она точно не сделает повествование легким, а при неумелом использовании может запутать читателя и провалить динамику. Заниматься параллельными сюжетками стоит только тогда, когда вы освоитесь с основным сюжетом, научитесь держать динамику и создавать глубину стандартными приемами. И только потом есть смысл (при желании) задумываться о второй сюжетной линии.

Что нужно знать при использовании второй сюжетки?

Не делайте ее скучной! Пример: сериал "Шершни", события которого происходят в двух временных рамках - прошлом и настоящем. Линия в прошлом рассказывает о том, как самолет с командой школьниц-футболисток на борту потерпел крушение на необитаемом острове, и девочкам приходится выживать. Линия захватывающая, полная интриг и загадок, чего нельзя сказать о ветви в современности - эта сюжетная линия выглядит откровенно слабо. Если уж добавляете параллельную ветвь сюжета - делайте ее такой же интересной и динамичной!

Отсюда вытекает следующий нюанс: следите, чтобы второстепенная ветка сюжета не стала интереснее главной. Иначе она перетянет внимание!

Вторая сюжетка должна быть связана с главной линией - иначе зачем она здесь? Она должна помогать раскрывать историю и идею, углублять тему и персонажей, добавлять интригу.

Используйте те же приемы сторителлинга, что и в основной ветви. Вторая линия пишется по тем же правилам, что и первая - те же акты, конфликты, клифхангеры и т.д.

Использовать или нет трехактную структуру - ваше личное дело. Но - на всякий случай - вот шпаргалка.
Использовать или нет трехактную структуру - ваше личное дело. Но - на всякий случай - вот шпаргалка.

Когда делать переходы между сюжетными ветками?

На этот вопрос нет однозначного ответа - все в руках автора. Посмотрите, как это делают известные авторы.

Переходы можно делать по смыслу. Например, когда Воланд на Патриарших встречается с Берлиозом и Бездомным, они говорят о Христе, и Воланд начинает рассказывать историю, подслушанную им в Ершалаиме, таким образом открывая вторую ветвь сюжета и полноценнее раскрывая многие смыслы романа. Переходы по параллелям сюжета можно делать когда чувствуете, что истории нужен дополнительный стимул. Часто сюжет прерывают на самом интересном месте, создавая клифханрег, и переключаются на вторую линию.

Важно - при переключении не терять смысл повествования и динамику!

Какие бывают параллельные сюжетные ветви?

Сны. Их часто используют в литературе и кино, и вы без труда найдете множество подобных примеров. Например, книга "Остров Проклятых" Дэнниса Лихейна (по которой снят фильм Мартина Скорсезе), где подсознание дает подсказки герою через сны. Или книга "Пляж" Алекса Гарленда (по которой снят одноименный фильм Дэнни Бойла), где сны героя показывают изменение его психического состояния.
Флешбэк. То, что было - воспоминания. Тоже очень распространенный прием, особенно в психологических романах. Им часто пользуется Стивен Кинг, в книгах которого большинство страхов героев родом из детства. Бывает что все произведение построено, как воспоминание или дневник. Например, "Лолита" Набокова (воспоминания) или "Дневник Алонсо Таймпера" Лавкрафта (собственно, дневник).
Флешфорвард. То, что будет - предвидения, предсказания. Популярный прием в остросюжетной литературе и кино. Часто можно видеть, как в каком-нибудь фильме или в начале романа нам показывают яркий интригующий момент, который случится ближе к концу, а затем возвращают в настоящее время и начинают экспозицию. Это делается для того, чтобы сразу привлечь внимание зрителя/читателя (А что будет дальше? Как герой к этому придет? Как выберется?), а зачастую и шокировать его.
Линия с другим персонажем. Часто используют в сериалах (те же "Шершни", где несколько главных героинь), исторических и фэнтезийных сагах ("Игра Престолов"), сложных психологических фильмах и книгах ("Облачный Атлас").

Связь персонажей через время и пространство в фильме "Облачный Атлас"
Связь персонажей через время и пространство в фильме "Облачный Атлас"

Линия в другом времени или измерении. Обычно используются в фантастике ("Терминатор", "Исходный код"), исторических или философских фильмах и книгах.
Обратная хронология. Сюжет (основной или вторичный) развивается в противоположном направлении (интересный прием, сложный, поэтому крайне редко используемый). Например, фильм "Необратимость" Гаспара Ноэ. Также есть смешанная хронология - когда сюжет прыгает во времени.
Подсознание героя или его фантазии. Можно видеть в комедиях (фантазии героя) или в серьезных психологических произведениях (подсознание героя).
Dual-story. Интересный и сложный прием, когда два (или более) персонажа рассказывают одну и ту же историю разными языками, и события в их интерпретации могут выглядеть абсолютно по разному. Можно увидеть в детективах (фильм "Достать ножи" Райана Джонсона, "Исчезнувшая" Девида Финчера).

-4

Надеюсь, это статья будет полезна авторам, решившим использовать параллельную сюжетную ветку в своём произведении!

Об авторе этой статьи: Алексей Павлович Зорин - сценарист, писатель, литературный наставник. Писал для издательства "Вечерняя Москва" и проекта Мединского "История РФ", сценарии для клипов, рекламы и короткометражных фильмов. Автор книг "Курьер: Темная ночь души", "Побочный Эффект" и "Поиск Анны".

Если вы готовы к написанию своей книги и хотите подробнее узнать о литературном наставничестве - напишите в комментариях или мне в телеграмм https://t.me/zorinaleksey