О сказочной повести Льва Яковлева «Шишкин-Машишкин, или Кто украл снег в Веселом лесу» (2023)
Лев Яковлев известен литературной тусовке не только как строгий критик и непримиримый борец с графоманами, но и как автор идеи о том, что настоящая литература не имеет возрастных ограничений. Иными словами, если ты написал детскую книжку, она будет одинаково интересна и детям, и взрослым. И даже подросткам, не говоря о бабушках, дедушках и литературных критиках. Перед нами — воплощенная идея такой книги. Давайте посмотрим, что из этого получилось.
А получилось очень неплохо. Годится подросткам, которым почему-то адресована книжка, (маркировка 12+), хотя, на мой материнско-читательский взгляд, любой ребенок воспримет ее с интересом и даже с любопытством. И в шесть, и в десять, и в четыре (если читать вслух). Яковлеву удалось написать сказку настолько смешную и, как говорят наши отпрыски, — прикольную, что прикольно становится всем. Ведь взрослые тоже обожают приколы.
Но за этими приколами стоит нечто серьезное и печальное — то, что считывается с первых страниц, открывая зрелым читателям зеркальное отражение нашей жизни. В этой нашей взрослой угрюмой жизни тоже есть счастье, которое у нас украли, и Лес, в котором мы сегодня живем, давно уже не Веселый, хотя сохраняет свое бравурное название. Есть в ней свой зловредный, непобедимый Трухляка, против которого идет необузданно-смелый «куриный детеныш» Желток (по дороге чуткий читатель отмечает грустную правду, скрытую за этим словосочетанием: куриный детеныш). Идет напролом, без шансов на успех. Но так как перед нами сказка — побеждает.
Но так ли сказочна (читай: утопична) наша история? Желтку удается то, что мало кому удавалось в нашей истории: сколотить-таки КОМПАНИЮ, дружно ненавидящую Трухляку, укравшую перед Новым годом снег — значит, праздник, радость, счастье. И все, что еще положено украсть вместе со снегом под Новый год.
Тема украденного или отмененного праздника ни раз использовалась современными авторами, как идея протеста, объединяющего всех. Очень сильно прозвучала такая идея в последнем романе Игоря Сахновского «Свобода по умолчанию» (2016), а про детские сказки и говорить нечего: украденный Новый год, невыпавший снег и его поиски вдохновляли, вдохновляют и будут вдохновлять. Как повод к размышлению о том, что такое счастье. И как его вернуть.
Лев Яковлев — не исключение. Вернуть украденный праздник — беспроигрышная идея для развертывания истории, где каждому есть место. Где каждый по-своему вдохновлен (а кто-то и одержим) заманчивой целью: вернуть себе то, чего лишить никто не имеет права. То, что дано от природы. Естественное состояние души — свободу. Свободу быть счастливым.
Но вся эта замечательная, тонкая глубина — для нас, взрослых. А детям автор предоставляет то, за чем они сегодня так охотно следуют: веселье, прикольность, тайну и приключения. Но есть в сказке то, о чем мечтает интеллигентный родитель: чуткий, гибкий язык, обладающий классической красочностью, и при этом — сегодняшний. Как принято говорить — актуальный. Язык, которым говорят наши дети.
Подростки, которым адресована книжка, клюнут на рэп и крутого Рыжего рэпера, малышня — на движение, которым наполнено повествование, на смешные обзывалки, которые можно позаимствовать и при случае употребить, взрослые же с усмешкой тайного знания считают любимых литературных героев — от Обломова до Дон Кихота, а детские писатели, члены клуба «Черная курица», родившегося в недрах Дома детской книги, и живущего до сих пор, с удовольствием прочтут пародию на свои обсуждения.
Словом, Яковлеву удалось создать некий мультитекст, интересный всем. Ну или почти всем, кому в принципе интересен текст как культурное явление. Многоуровневый текст, где каждый найдет себя. И близкого персонажа. Из жизни, политики, истории, литературы, семьи. Текст, отдаленно, подспудно, но все же внушающий надежду. И веру в то, что счастье невозможно украсть навсегда.