Найти тему
Дмитрий Воронцов

Транспорт в России: итоги 2023-го года. Часть 12. Итоги транспортной промышленности и запуск новых междугородних жд маршрутов

Поезд "Иволга-3.0".
Поезд "Иволга-3.0".

С 1 апреля 2023 года на линию D2 Московских Центральных Диаметров вышли первые поезда ЭГЭ2Тв-"Иволга-3.0". Основное отличие этих поездов от предыдущих моделей "Иволги" - почти полное и полное импортозамещение. Первые составы модели "Иволга-3.0" состоят из российских комплектующих на 97%. Остальные 3% - комплектующие, производимые в странах СНГ. Последние составы модели "Иволга-3.0" состоят из российских комплектующих уже на все 100%. В "Иволгах-1.0/2.0" ставились австрийско-немецкие двигатели, финский привод дверей, чешские сидения.

В новых "Иволгах-3.0" более тихие двигатели, более быстрая скорость открытия/закрытия дверей. Интерьер салона также претерпел изменения. Просто сравните сами:

Салон поезда "Иволга-1.0".
Салон поезда "Иволга-1.0".

Салон поезда "Иволга-2.0".
Салон поезда "Иволга-2.0".

Салон поезда "Иволга-3.0".
Салон поезда "Иволга-3.0".

Сидения в поезде "Иволга-3.0" более мягкие, больше повторяют изгибы человеческой спины, что делает их более удобными. Также нововведение в сидениях "Иволг" - это по два поднимающихся подлокотника на каждом сидении. На предыдущих моделях был один подлокотник со стороны и то фиксированный. Ещё одно нововведение - это беспроводная зарядка для телефонов на подоконнике. На предыдущих моделях подоконники служили подставками для стаканов. В поездах "Иволга-3.0" беспроводные зарядные места расположены по одному на 4 сидения. Способ применения максимально простой - положил телефон экраном вверх на кружок с молнией, и зарядка пошла. В отличие от USB-портов подоконник поддерживает функцию "быстрой зарядки". Если беспроводная зарядка уже занята - пользуйтесь USB-портами, которые расположены по одному на одно сиденье, так что хватит в любом случае, либо обычными разетками возле дверей!

Беспроводная зарядка для телефонов в поезде "Иволга-3.0".
Беспроводная зарядка для телефонов в поезде "Иволга-3.0".

Главным отличием в технических характирестиках нового поезда - это увеличение максимальной скорости поезда до 160км/ч, против 120км/ч у поездов "Иволга-1.0" и "Иволга-2.0".

В дизайне главным недостатком, по моему мнению, является более широкая красная буферная полоса на "маске" поезда. У поездов "Иволга-2.0" она более узкая. Просто сравните сами:

Поезд "Иволга-2.0".
Поезд "Иволга-2.0".

Поезд "Иволга-3.0".
Поезд "Иволга-3.0".

Поездов "Иволга-3.0" произведено всего 19 составов. Все они обслуживают линию D3. Сейчас их производство прекращено в связи с началом на Тверском Вагоностроительном заводе производства модели "Иволга-4.0". "Иволга-4.0" - это та же самая "Иволга-3.0", только вместо 2-х дверей она имеет 3 двери, а также другой цвет подголовников на сидениях (фиолетовый вместо жёлтого).

"Иволга-4.0".
"Иволга-4.0".

"Иволга-4.0".
"Иволга-4.0".

Салон поезда "Иволга-4.0". Сравните с салоном поезда "Иволга-3.0".
Салон поезда "Иволга-4.0". Сравните с салоном поезда "Иволга-3.0".

Как я уже написал, основные отличия версии 4.0 от версии 3.0 - это увеличение количества дверей с 2-х до 3-х, а также другой цвет подголовников. В условиях пассажиропотока МЦД решение довольно здравое. Увеличение количества дверей приведёт к увеличению скорости посадки-высадки пассажиров. Повторю, для МЦД это актуально. Составов "Иволга-4.0" прстроено уже 6 составов. Серийное производство началось в июле 2023 года. Производятся новые поезда на заводе корпорации "Трансмашхолдинг" в Твери.

Но есть у новых поездов и недостатки. Во-первых, у полностью импортозамещённых составов 3.0 и у всех составов 4.0 отсутствуют кнопки адресного открытия дверей. На первых двух версиях "Иволг", сразу после открытия первых двух диаметров, кнопки работали. Это приводило к частым выходам из строя дверного механизма поездов. А тут ещё пандемия накрыла, необходимо было снизить количество физических контактов между людьми и людей с предметами общественного пользования. В связи со всем этим, двери стали открывать централизованно, из кабины машиниста. Так продолжается до сих пор. Кнопки адресного открытия дверей могут по своему усмотрению активировать сами машинисты, но только при температуре ниже -10°С. В первых поездах "Иволга-3.0" кнопки были активированы, когда составы эксплуатировались на D2. После их передачи на D3, двери стали открывать централизованно. На поезда "Иволга-4.0" кнопки не установили в принципе. Решение сомнительное. Да, на МЦД высокий пассажиропоток большую часть времени. Но ведь не всегда же. А сколько месяцев в году у нас зима? И стоит ли тратить лишнюю электроэнергию на продув воздуха в дверях, когда они открыты, если можно их держать закрытыми, но с активированными кнопками?

Во-вторых, в поездах "Иволга-4.0" крайние двери сдвинуты к краям вагонов. Тоже сомнительное решение, когда между дверей располагается сразу 5 окон. В идеале надо было оставить крайние двери ближе к середине, как на более ранних моделях "Иволги". Тогда между дверями и дверями и переходами между вагонов было бы по 2 окна.

В-третьих, на некоторых вагонах по на 1/3 борта продолжают лепить огромные буквы "МЦД". На "двухдверных" "Иволгах" это смотрелось гармонично, но вот на версии 4.0 эта деталь явно лишняя. Нет, я не против логотипа "МЦД" на бортах "Иволги-4.0", но их можно было более подходящим способом вписать в ливрею нового поезда. Например, обычный логотип под окнами.

Буквы "натянуты" на борт вагона.
Буквы "натянуты" на борт вагона.

Саму ливрею критиковать не буду, она достаточно стильная и подходящая новым составам.

Поезда "Иволга-4.0" в 2024 году выйдут на D3 и D4. На D3 выйдут 6 составов, на D4 - 61 состав. D4 будет полностью укомплектован поездами "Иволга-4.0". В 2025 году 7 составов "Иволга-4.0" выйдут на D2.

Поезд "Финист".
Поезд "Финист".

2 апреля 2023 года концерном "Уральские Локомотивы" (принадлежит холдингу "Группа Синара") представлен концепт новой полностью импортозамещённой версии поезда "Ласточка" под проектным названием "Ласточка-Восток". Уже в июне 2023 года началось серийное производство нового поезда, получившего название "Финист". Название "Финист" символизирует возрождение России под рекордным количеством санкций.

На данный момент построено уже 22 состава, 17 из которых уже перевозят пассажиров по жд маршрутам Урала.

Многие, в т.ч. и я, критикуют новый дизайн маски нового поезда, мол "маска аля-Иволга". Однако, мало кто задумывается, что сделано это для снижения сопротивления встречного ветра, ведь максимальная скорость поезда "Финист", в отличие от "Ласточки", увеличена со 160 до 200км/ч. На базе нового поезда сейчас разрабатывается модель подвижного состава для высокоскоростных магистралей.

Что я хочу точно похвалить в новом поезде, так это салон.

Салон поезда "Финист".
Салон поезда "Финист".

Салон поезда "Финист".
Салон поезда "Финист".

Новые сидения и оранжевые поручни прекрасно вписываются в прежний салон "Ласточки".

Сейчас поезда "Финист" работают только на Урале, но в ближайшее время они начнут распространяться по всей России.

Поезд ЭП2ДМ в Подмосковье.
Поезд ЭП2ДМ в Подмосковье.

В августе 2023 года на заводе в Подмосковье началось серийное производство новых полностью импортозамещённых поездов ЭП2ДМ. Они вышли на линию D4 9 сентября 2023 года. На момент написания этой статьи построено 32 состава, 29 из которых обслуживают линию D4 в Москве, 2 состава обслуживают пригородные маршруты в Омской области, ещё один состав эксплуатируется в Тюменской области.

У новой модели поезда изменён внешний вид. Новую маску и ливрею поезда вы можете увидеть на фото выше.

Салон поезда тоже претерпел изменения. Сравните салон старой модели ЭП2Д и новой ЭП2ДМ:

Салон ЭП2Д "ЦППК".
Салон ЭП2Д "ЦППК".

Салон ЭП2Д "ЮППК".
Салон ЭП2Д "ЮППК".

Салон ЭП2ДМ.
Салон ЭП2ДМ.

Теперь перейдём к запускам новых жд маршрутов.

В 2023 году был запущен новый маршрут поездов "Ласточка" Иваново - Нижний Новгород.

-19

Билет из Иваново в Нижний Новгород стоит чуть менее 1000 рублей. Фиксированной суммы нет, всё зависит от дня поездки.

Поезд Самара - Минск.
Поезд Самара - Минск.

С 14 июня 2023 года начал курсировать новый поезд Самара - Минск.

Поезд российского формирования, хотя, ветка, по которой он идёт, всегда использовалась поездами формирования Белорусской железной дороги, такие как Минск - Челябинск, а потом и Минск - Казань. Маршрут нового поезда исключает заезд в Москву (собственно, а нафига это надо, если 30 апреля 2021 года была запущена "Ласточка" Москва - Минск) и поезд следует по маршруту Смоленск - Сухиничи - Тула - Ряжск - Пенза - Сызрань. Поезд курсирует по средам из Самары и по пятницам из Минска. Курсирует поезд только летом. Отправление из Самары в 13:30, прибытие в Минск на следующий день в 23:53. Отправление из Минска в 21:57, прибыбытие в Самару в 08:56. Так как поезд большую часть маршрута следует не по основным путям, то по скорости он значительно уступает пересадочным маршрутам через Москву. Длина маршрута - 1800 км. Цены на проезд по полному маршруту "Плацкарт" - 8663 руб., купе - 13278 руб.

Поезд "Ласточка" Сочи - Гагра.
Поезд "Ласточка" Сочи - Гагра.

"РЖД" с 8 июня 2023 года запустили скоростные электропоезда "Ласточка" между Сочи и Гагрой.

Пятивагонные "Ласточки" ходят ежедневно, отправляюсь из Сочи (без заезда в аэропорт) по местному времени в 11:54, из аэропорта "Сочи" в 18:52, из Гагры в Сочи (через аэропорт) в 07:30, из Гагры в аэропорт "Сочи" 15:15.

Друзья, вот и настал этот момент!!!) Я полностью закончил эту статью, написание которой начал ещё 1 января. С темой транспортных итогов мы прощаемся до следующего года, когда я буду подводить и описывать итоги уже 2024 года. Пока я писал про 2023 год, появлялся уже материал на 2024 год). Но это только в январе 2025 года. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. До новых встреч!)