Найти в Дзене
Вокальная библиотека

Упражнения на развитие вибрато. Часть 2

Оглавление

Упражнение №5

Отталкивание. Что самое важное в беге на короткую дистанцию? Наверное, это хороший старт. Хороший старт поможет сократить ваше время. Или, например, когда вы плаваете в бассейне, вам будет намного легче плыть, если вы хорошо оттолкнулись от бортика, т.к. в дальнейшем вы просто поддерживаете скорость, а не тратите всю свою энергию на её увеличение.

Вы можете рассматривать вибрато как движение, а согласные звуки как точки старта. Вы отталкиваетесь от них, чтобы получить быструю реакцию связок.

В этом упражнении вы должны почувствовать немедленное появление вибрато, отталкиваясь от согласного звука «Б» в начале каждого звука.

Начните медленно, затем постепенно увеличьте скорость. Убедитесь, что у вас получается вибрато на каждой ноте.

Упражнение №6

Фальцетное вибрато. Если вы обладаете сверхвысокими нотами, то сможете выполнить это упражнение. Идея состоит в том, чтобы обеспечить лёгкое смыкание, при котором используется меньшая масса вибрирующих голосовых связок. Представьте себе вибрацию тонкой резиновой ленты в сравнении с толстой – вот что делает это упражнение. Оно задействует меньше мышц в ограниченной области голосового диапазона. Вибрато легко появляется в верхней части диапазона, даже если мы этого не хотим.

Начните с быстрого отрывистого звука, похожего на скрип туфель на твёрдом полу. Сделайте этот звук максимально писклявым, используйте чистый фальцет.

Обратите внимание, как головной звук спускается к грудному, но не переходит в полноценный микст.

Упражнение №7

Крещендо – диминуэндо. Самое сложное упражнение в этой подборке. Это упражнение развивает более ограниченную, тонкую, более совершенную координацию. Его суть – в развитии способности поддерживать высоту звука, не меняя качества звука – вы не должны переходить на крик или переключаться в фальцет и обратно. Вы должны научиться поддерживать постоянное вибрато, оно не должно нарастать во время крещендо и уменьшаться при диминуэндо.

Это можно сравнить с броском мяча. Некоторым людям намного проще сделать длинный бросок – так они задействуют все свои мышцы, тогда как для более аккуратного броска на меньшее расстояние часть мышц нужно сдержать. Это намного сложнее.

Чтобы выполнить это упражнение, вы должны выбрать плачущий звук, чтобы края голосовых связок вибрировали, создавая металлический звук. Для этого упражнения вам нужен лёгкий головной или микстовый звук.

Когда вы сможете вибрировать на любой ноте, увеличивая или уменьшая громкость, без срывов, без чрезмерного напряжения в голосе, без изменения качества вибрато или самого звука, вы станете полностью подготовленным вокалистом.

Упражнение №8

Изящное вибрато. Как только ваше вибрато приобретёт постоянство и станет хорошо звучать, придёт время научиться использовать его ненавязчиво.

В этом упражнении вибрато должно звучать как лёгкая дрожь, трепет. Колебания должны быть деликатными, почти незаметными. Возможно, вам даже покажется, что вибрато отсутствует – настолько незаметным оно должно быть.

Обратите внимание на спуск по звукоряду, и на то, с каким количеством воздуха звукоряд начинается на каждом из слогов: «ЩИ» – «ФИ» – «ВИ» – «ЗИ».

В заключении нужно упомянуть ещё несколько факторов, влияющих на вибрато:

  • Напряжение челюсти. Попробуйте потрясти челюстью: аккуратно возьмите себя за подбородок и встряхните челюстью. Это должны быть случайные движения, а не попытка создать вибрато. У вас должно быть ощущение, что вы трясёте подвешенный предмет безо всякого сопротивления. Помните, «челюстное» вибрато – не лучший выбор. Его скорость будет ограничена вашей способностью трясти челюстью, а гласные будут искажаться. Если при настоящем вибрато вы будете слышать чистый гласный звук «А», то при «челюстном» это будет звучать как «А-ЙА-ЙА-ЙА». Челюсть должна оставаться неподвижной, но ненапряжённой. Напряжение челюсти приводит к напряжению горла.
  • Питание. Если вы, например, будете потреблять много кофеина, ваш голос может звучать сдавленно из-за обезвоживания. Следите за своим рационом и не потребляйте продукты, которые могут повредить голосу.
  • Дыхание. Для поддержания вибрато нужно сделать хороший вдох, но не наполнять лёгкие воздухом до отказа. Также есть разные мнения относительно работы живота при удержании ноты. Некоторые считают, что живот должен быть втянут, другие полагают, что живот нужно расслабить до «нормального» состояния, третьи говорят, что живот должен активно втягиваться внутрь, как бы выталкивая ноту наружу. Вы можете попробовать все три способа и решить, какой из них обеспечивает наиболее комфортное состояние вашим связкам.

Самое главное – чувствовать свободу и движение в вашем голосе. Именно это будет больше всего способствовать развитию профессионального звучания.

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK