Массовое производство мотоциклов в больших объемах во времена Советского Союза привело к тому, что многие модели стали узнаваемыми не только благодаря своей конструкции и дизайну, но и из-за их серийного выпуска.
Подростки и даже маленькие дети могли без труда определить, какая модель мотоцикла скоро появится за поворотом, просто по звуку. Иногда даже вспыхивали споры о технических характеристиках и качестве сборки.
Инженеры не собирались останавливаться на достигнутых успехах и продолжали улучшать свои проекты, разрабатывая новые модели.
Вероятно, некоторые из этих моделей вышли впереди своего времени, что вызывало разногласия относительно их дальнейшей реализации.
ИЖ-Планета 6
Проект, разработанный инженерами Ижевского Конструкторского Бюро, начал дорабатываться уже в 1994 году, вскоре после распада Советского Союза.
В этот период коллектив предприятия стремился сохранить завод, призванный преодолеть вызовы времени. В первую очередь это требовало выпуска моделей мотоциклов, способных успешно конкурировать на международном рынке с мото-техникой нового поколения.
Одной из особенностей новой разработки была система охлаждения двигателя. В отличие от предыдущих моделей из Ижевска, которые использовали воздушное охлаждение, эта новая модель использовала систему охлаждения жидкостью.
Переход к жидкостному охлаждению, при котором пришлось практически с нуля разрабатывать соответствующую систему, представлял собой новаторское решение для советских разработчиков.
Еще одной особенностью новой модели была усовершенствованная 5-ступенчатая коробка передач и раздельный тип системы БСЗ и смазки.
Хотя ранее конструкторы уже экспериментировали с подобными вариантами на моделях, например, ИЖ П5-01, идея не была совсем новой. Однако предложенный разработчиками вариант был технически более совершенным.
Завод выпустил всего 30 мотоциклов, из которых большая часть была выкуплена частными лицами.
Почему не приступили к серийному производству? Для большинства советских людей в то время это было очевидно: завод находился на грани банкротства, и надежда на его выживание становилась все более тонкой.
Иж - САТУРН
В 50-е годы прошлого века инженеры завода, запустив в производство серию мотоциклов «ИЖ Юпитер» и «ИЖ Планета», приступили к модернизации уже существующих моделей техники.
Были разработаны две модели «Сатурна», отличающиеся мощностью двигателей. Два экземпляра «Сатурна» с мощностью в 250 и 500 кубических сантиметров, на фоне обычных мотоциклов, действительно создавали впечатление нечто сверхъестественное, что можно было бы ассоциировать с использованием внеземными цивилизациями.
Возможно, советским инженерам была близка тема освоения космических пространств, и это отразилось на дизайне новой модели. Подобный внешний вид мотоциклов вызывал удивление не только у советских, но и у зарубежных инженеров.
«Сатурн» также выделялся в использовании инновационных научных достижений.
В этой модели отсутствие рамы было действительно необычным и вызывало опасения.
Вся механическая нагрузка была передана на стеклопластик, материал, из которого изготавливался монолитный корпус. Из того же материала были изготовлены и другие элементы: бензобак, коробка для инструментов, щитки, рулевая колонка и даже защитные кожухи.
Были внедрены и технические решения, ранее практически не применявшиеся в новых разработках.
Система маятника, объединявшая цепной привод заднего колеса и двигатель в герметичном кожухе, значительно увеличивала срок службы основных компонентов мотоцикла.
Постоянная смазка цепной передачи была абсолютно новым технологическим решением.
Благодаря аэродинамическому дизайну и легкому весу мотоцикла он мог быстро достигать максимальной скорости в 110 км/ч, при этом расход топлива для того времени был весьма низким — всего 5 литров на 100 км.
Причина отказа от запуска модели в серийное производство оказалась настолько банальной и неясной, что коллектив Конструкторского Бюро завода был просто поражен.
Руководство считало, что «Сатурн» значительно опередил свое время как по техническим характеристикам, так и по внешнему виду.
Другими словами, технологические особенности модели могли вызвать сомнения и недоверие среди советских граждан.
ИЖ-555
В 1965 году была собрана и передана на испытания модель мотоцикла ИЖ-555 из ижевской линейки.
Он оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, 2-тактным двигателем объемом 493 кубических сантиметра и достаточно впечатляющей скоростью, особенно учитывая эксплуатацию мотоцикла с коляской. Разгон до 95 км/ч для 60-х годов являлся значительным техническим прорывом.
Интересно, что модель была разработана практически с нуля, поскольку технические особенности, воплощенные в ней инженерами, значительно отличались от стандартов.
Было предложено несколько вариантов двигателей: с продольным разъемным картером, расположенным вдоль оси цилиндров, с дисковыми золотниками на впуске и наклоненным к оси коленчатого вала картером.
Отказ в запуске модели в серийное производство, несмотря на успешное прохождение всех испытаний, оказался для разработчиков непонятным и абсурдным решением.
Причины этого решения никто толком не объяснял. Готовые модели находились в отличном техническом состоянии и готовы были к эксплуатации. Однако их местонахождение оставалось загадкой, хотя одна из единиц ИЖ-555 чудом попала в частный музей техники в качестве экспоната.
ИЖ-6.121
Популярность модели ПС была настолько велика, что разработчики приняли решение создать прототип, основанный на этом мотоцикле, используя базовые элементы из серийных машин и максимально усовершенствовав их.
В целом, количество технических усовершенствований было невелико, однако они полностью изменяли привычный облик базовой модели.
Приподнятый глушитель, двухкулачковая система переднего тормоза и новый дизайн придавали модели более спортивный облик, напоминающий зарубежные гоночные мотоциклы.
Тем не менее, модель так и не была запущена в серийное производство. Почему было принято такое решение, точно уже никто не помнит. Согласно официальной версии, после опроса молодежи модель не вошла в список востребованных мотоциклов.