В павильоне Координационного центра Правительства РФ прошло совещание в павильоне Координационного центра Правительства РФ прошло совещание «Развитие Северного морского пути: итоги 2023 года и планы до 2035 года» под руководством заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака.
Северный морской путь (СМП) — это кратчайший маршрут между Европейской частью России и Дальним Востоком, Европой и Азией. Это и существенный стимул для освоения природных ресурсов России: добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. Кроме того, маршрут приобретает особое значение с учётом увеличения поставок в восточном направлении, а в будущем он может стать новой международной альтернативой маршруту, пролегающему через Суэцкий канал. Присутствовавшие на совещании рассмотрели результаты работы в направлении развития СМП, проблемные вопросы и перспективы, в том числе необходимость синхронизации арктических проектов с проектами на Большой земле, вместе подумали о том, что ещё необходимо сделать.
«В ходе послания Федеральному Собранию Президент России сформировал задачу — создать на базе Северного морского пути современную конкурентоспособную логистическую систему, которая станет драйвером развития Арктического региона нашей страны. В этом направлении ведётся активная работа правительства и профильных компаний: в частности, в рамках федерального проекта развития Северного морского пути до 2035 года правительством утверждён план развития инфраструктуры СМП, который содержит 152 мероприятия», — сообщил Александр Новак.
Он также подчеркнул, что общие усилия, направленные на развитие проекта, уже приводят к положительным результатам, например к рекордным значениям грузоперевозок.
«В прошлом году зафиксирован рекордный грузопоток по Северному морскому пути — свыше 36 миллионов тонн грузов. Это в пять раз больше максимальных показателей во времена Советского Союза. Перевозка транзитных грузов по СМП в прошлом году также достигла рекордных за всю историю маршрута значений — 2,1 миллиона тонн, и основным транзитным грузом стала нефть. Развитие Арктики и Северного морского пути — это взаимосвязанные задачи, поэтому работать над ними предстоит комплексно, необходима слаженная координация государства и бизнеса, эффективная кооперация участников процесса, инвесторов, поставщиков, регуляторов и грузоотправителей», — добавил Александр Новак.
220 миллионов тонн грузоперевозок против нынешних 36 — о такой цифре заявил генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачёв, говоря о прогнозах развития СМП к 2035 году.
«По среднесрочной перспективе на 2030 год мы видим плановую цифру 150 миллионов тонн, а если исходить из более оптимистичных прогнозов, то эта цифра увеличивается до 190 миллионов. 2035 год пока нам видится в индикативных показателях 220 миллионов тонн», — сказал Алексей Лихачёв.
Кроме того, по словам главы «Росатома», при транспортной связанности к 2035 году можно достичь показателей и 250–270 миллионов тонн. При этом перспективы увеличения грузопотока тесно связаны с реализацией целого ряда крупных проектов в нефтегазовой отрасли, дальнейшим расширением современного ледокольного фонда, увеличением количества грузовых судов арктического класса.
«Ни один арктический проект не остановлен. И нам надо готовиться к рывку — от десятков миллионов тонн в двадцатых годах к сотням миллионов тонн — в тридцатых», — подытожил гендиректор «Росатома».
С докладами на совещании также выступили министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков и другие.е «Развитие Северного морского пути: итоги 2023 года и планы до 2035 года» под руководством заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака.
Выставка-форум "Россия" открыта для всех со вторника по четверг с 10:00 до 21:00, а также с пятницы по воскресенье с 10:00 до 22:00.