Найти в Дзене

Сетка похожа на линии на футбольном поле. И ваша задача сыграть здесь в очень хорошую игру

В четверг, 19 сентября 2019 года, в возрасте 90 лет скончался Вим Кроувел. С его кончиной мир потерял мыслителя-провидца, который был выдающимся авторитетом в области дизайна.

Это был знаменитый, а теперь уже можно сказать великий голландский графический дизайнер и типограф двадцатого века. Икона голландского графического дизайна.

Не только сухой, практичный стиль - но и обаяние, интеллигентная харизма во всем.
Не только сухой, практичный стиль - но и обаяние, интеллигентная харизма во всем.

Виллем Хендрик Кроувел родился в Гронингене (Нидерланды) в 1928 году. В этом же городе посещал детскую художественную школу, а после армии начал свою профессиональную карьеру художника-абстракциониста. Затем он отправился в Амстердам, где поступил в Академию Ритвельда на факультет графического дизайна. Во время учебы там, в 1952 году, уже начал работать в компании, занимающейся дизайном выставок. Здесь у него была возможность впервые ощутить широкий спектр возможностей, предлагаемых графическим дизайном. В 1954 году он бросил живопись и начал работать дизайнером-фрилансером, вдохновляясь швейцарским дизайном, школой Баухаус. Его стиль стал оттачиваться и приобретать свои будущие черты - мега рациональность, швейцарскую прохладность, техничность, эффектную практичность.

Плакаты для музея в Эйндхоувене, 1958 год
Плакаты для музея в Эйндхоувене, 1958 год

Трезвый, аскетичный, документальный, организованный, упорядоченный – это его метод. Тем не менее, здесь не все сковано, заключено в клетку сетки из нержавеющей стали. Время от времени тут мерцает и легкость. И под влиянием других мастеров возникают новые и разнообразные формы выражения. Кроувел всегда интересовался музейной деятельностью и оформлением пространства. В 1950-х годах оформлял экспозиции для музея Van Abbe в Эйндховене. Главными в выставке были слайды, которые проектировались на стены. Вим разрабатывал плакаты, брошюры и каталоги для крупных художественных музеев, сначала для музея Ван Аббе в Эйндховене, а с 1964 по 1985 год — для музея Стеделийк в Амстердаме.

Краувель так представлял свое кредо для оформления экспозиций: на первом месте музей, а не художник. Никаких субъективных дизайнов, основанных на взглядах художника, чьи работы представлены на выставке. Ясная, актуальная, последовательная система хорошо организованной и упорядоченной информации. Никаких украшений, никаких народных интерпретаций. «Оглядываясь назад, Эйндховен был периодом поисков» - вспоминал потом мастер.

Плакат для Стедликского музея, 1959 г
Плакат для Стедликского музея, 1959 г

Путешествуя в тот период по Швейцарии, Кроувел познакомился со многими выдающимися дизайнерами и стал участником зарождения международного, общего стиля. Будучи активным сторонником международных встреч, в 1963 году он был назначен первым генеральным секретарем Международного совета ассоциаций графического дизайна.

В том же году Кроувел вместе со своими соратниками; графическим дизайнером Бенно Виссингом, Фризо Крамером, Полом Шварцем стали соучредителями компаними Total Design. Тотальный дизайн. Немного самонадеянное название, но ни одна дизайн-студия не заняла позицию на рынке так быстро и так убедительно. Столько талантов объеднилось вместе, практически звезды. Они конфликтовали, очень часто между собой. Кроувел как дизайнер, филосоа, номинальный руководитель, режиссер мог объединять и примирять всех. Кроувел остается в TD двадцать два года. В результате создано огромноре количество выдающихся дизайнов, легионы логотипов и фирменных стилей для выдающихся клиентов. Стили для города Гронингена, для Роттердама, Всемирного торгового центра, дизайны почтовых марок, телефонных книг. Это была первая многопрофильная дизайн-студия в Нидерландах, которая стремилась изменить фундаментальные принципы голландского дизайна. Эта студия, в прямом смысле тотальная, дала Кроувелу и его коллегам возможность влиять на национальную и культурную самобытность Нидерландов и изменить их. С появлением цифрового набора текста Кроувел также экспериментировал со шрифтом и в 1967 году создал « Новый алфавит» . В своем эксперименте он разработал матрицу, внутри которой формы букв были построены как единицы сетки.

Новый алфавит. Квадратблад.
Новый алфавит. Квадратблад.

Впоследствии Кроувел был назначен профессором по совместительству в Делфтском техническом университете (TU Delft). Когда ему предложили должность штатного профессора в ТУ, он покинул Total Design. Работа преподавателем очень подходит ему – он учёный, быстро ориентируется в любом предмете, мастер систематизировать факты, выражает смелые мнения, формулирует свои мысли звучно и осязаемо. И затем маэстро был приглашен уже в Эразмский университет и вскоре стал там ведущим профессором в области графического дизайна.

Доцент кафедры промышленного дизайна Делфтского технического университета, 1972
Доцент кафедры промышленного дизайна Делфтского технического университета, 1972
Обзорная выставка Стейдлик, оформленная Кроувелом, Очень практично.1979 год
Обзорная выставка Стейдлик, оформленная Кроувелом, Очень практично.1979 год

В 1985 году Музей Бойманс пригласил его на должность директора. После долгой карьеры дизайнера, теперь ему предстоит управлять музеем. Но он имеет огромный опыт управления дизайн студией, хорошо понимает кухню управления, может предлагать смелые решения, концентрируется на содержании. Кроувел придерживается тактики баланса между старым и новым искусством, выделяет новые музейные дисциплины, приобретает новые выставочные площади, объединяет музейные коллекции в выставки, вдохновляет кураторов, постоянно пробивает давно существующие бюрократические стены. В музее возникает и элитный музейный магазин.

Выставка в музее Бойманса ван Бёнингена, 1993
Выставка в музее Бойманса ван Бёнингена, 1993

Многие выставки музея Кроувел оформляет сам. Например выставка в музее Ван Гога к 125-летию общества Рембрандта. Для выставки внутри музея был выстроен внутренний короб, в противовес гнутым музейным стенам. Не менее впечатляющим получилось оформлении выставки «Запретный город».

Выставка к 125 летию Общества Рембрандта в музее Ван Гога
Выставка к 125 летию Общества Рембрандта в музее Ван Гога

Его работы выставлялись на международных выставках и были удостоены множества европейских наград в области дизайна. Более того, культовые работы Вима Краувеля сделали его предметом многих книг и ислледований, в том числе « Алфавиты Вима Кроувеля» Киса Брооса и Дэвида Куэя, «Вим Краувел: режим в модуле» Фредерики Гюйгена и Хьюза Бокраада . Сборник его лекций и эссе под названием «Вим Крауэл: своими словами » был опубликован в 2010 году.

-9

Кроувел преподает графический дизайн
Кроувел преподает графический дизайн

«Нейтралитет всегда имеет свою эстетику» -писал Вим Кроувел. И это высказывание абсолютно точно характеризует его стиль.

Икона чешского дизайна. Карел Тейге