Но сначала несколько слов о самой стране — Сенегале, которая нечасто попадает на страницы мировых СМИ, особенно из‑за политических пертурбаций. Сенегал — государство в Западной Африке. До провозглашения независимости в 1960 году страна была колонией Франции, сохранив французский язык в качестве государственного. С запада омывается Атлантическим океаном, на севере граничит с Мавританией, на востоке — с Мали, на юге — с Гвинеей и Гвинеей-Бисау. На территории страны площадью 196,7 тыс. кв. км проживают 16,8 млн человек, четверть из них — в столичном Дакаре. Число избирателей составляет 7,3 млн человек. По оценке Всемирного банка, Сенегал — одна из наиболее стабильных африканских стран. После того как она перестала быть французской колонией, здесь прошло три мирных транзита президентской власти по результатам выборов. Нынешний глава государства Маки Саль был избран в 2012 году и переизбран в 2019‑м. Согласно нынешней версии конституции Сенегала (четвертая версия основного закона за годы независимости), одобренной на референдуме 2016 года, президента избирают на пять лет, занимать эту должность можно не более двух сроков подряд. При этом на момент избрания Маки Саля президентский срок составлял семь лет.
По сравнению с соседними странами Сенегал не знает, что такое войны и частые государственные перевороты. Также сенегальскому обществу незнакомы жестокие межэтнические столкновения и проблемы религиозного экстремизма. Здесь существуют устоявшиеся традиции демократии и вполне легитимной смены власти. В стране наблюдаются многолетний стабильный экономический рост и бум в нефтегазовой промышленности. Все это, а также хороший климат, достаточно развитая инфраструктура и логистическая доступность Дакара делают государство привлекательным для инвестиций.
Вместе с тем Сенегал не мог не оказаться в той же ловушке внутренних и внешних проблем, присущих региону, что и многие другие страны Западной Африки. Безработица среди молодежи, которая составляет большинство населения, приближается к 20 %. Усугубляет проблему изменение климата, которое негативно сказалось на рыболовстве и сельском хозяйстве — традиционных источниках рабочих мест для молодежи. Именно молодые сенегальцы составляют политическую базу оппозиции. Сильны в обществе также панафриканские и выросшие в последнее время антифранцузские настроения.
Всего две недели назад сенегальский политик Бассиру Диомайе Файе сидел в тюрьме вместе с лидером оппозиции Усманом Сонко и ждал, чем окончатся президентские выборы, назначенные на 24 марта. Однако президент страны Маки Саль решил проявить добрую волю и амнистировал тех, кто сидит по политическим статьям. Разумеется, «добрая воля» опытнейшего политика была хорошо просчитана. Поначалу он пытался вообще отложить президентские выборы на более поздний срок, но массовые протесты показали ему, что это чревато негативными последствиями для партии власти. Тогда, чтобы успокоить общество, Маки Саль пошел на амнистию и даже пообещал сам не выдвигаться на новый срок (который стал бы для него уже третьим).
14 марта Сонко и Диомайе Файе были выпущены из тюрьмы. При этом для первого в законах нашлась необходимая закорючка, которая совершенно демократическим образом запрещала ему принимать участие в выборах непосредственно после освобождения. Что касается Бассиру Диомайе Файе, то его бывший уже президент не опасался.
Французские проправительственные СМИ, не заинтересованные в переменах в Сенегале, называли Файе «гораздо менее популярным и харизматичным». Расчет был понятный: в выборах уже принимали участие 18 кандидатов, включая кандидата от правящей партии Амаду Ба, бывшего премьер-министра, и Халифу Саля, мэра Дакара. По мысли властей, даже если Файе пойдет 19‑м и наберет какое‑то количество голосов, явно будет второй тур, закулисные переговоры за голоса кандидатов, которые выбыли из борьбы, а в таких вещах правящая партия собаку съела. Договорятся как надо, пойдут на компромиссы и протащат господина Ба в президентское кресло.
Активно вступивший в борьбу Файе выступал за смену курса, что не слишком радовало французов, которые привыкли видеть в Сенегале островок спокойствия, если сравнить его с западноафриканскими соседями с их постоянными военными переворотами. Файе энергично поддержала местная молодежь, а три четверти населения страны — это как раз молодые сенегальцы до 25 лет. Также на стороне оппозиционера выступили местные имамы, что для государства, где широко распространен ислам, было необычным шагом проявления политических интересов со стороны религиозной общины и сулило дополнительные голоса для представителя оппозиции.
Итоги выборов стали поистине сенсационными: Бассиру Диомайе Файе в первом туре набрал 54,28 % и таким образом стал президентом страны. Бывший премьер и фаворит предвыборной гонки Амаду Ба получил 35,79 % и занял второе место.
Предвыборная программа Сонко — Файе сконцентрирована на 20 направлениях: от институциональных реформ и сельского хозяйства до рыболовства, образования и спорта; о внешней политике в ней речь не идет. Файе позиционирует себя как сторонника «панафриканизма левого толка» и ратует за возвращение Сенегалу суверенитета.
Как замечает марокканский политолог Рида Лиаммури, «тот факт, что оппозиция выиграла выборы, означает, что во внутренней и внешней политике Сенегала произойдут большие изменения». По мнению эксперта, стремление отдалиться от Франции, бывшей колониальной державы, может стать определяющим во внешней политике нового правительства. «До сих пор, — заявил Бассиру Диомайе Файе, — Россия не входила в число наших партнеров по безопасности. Но мы не исключаем ни одно государство в качестве возможного партнера». Соседние страны, включая Буркина-Фасо, Мали и Нигер, где случились военные перевороты, пошли на сворачивание связей с бывшей метрополией, при этом развивая и упрочивая связи с Россией. Не исключено, что Сенегал проследует таким же путем.
Новый глава государства — бывший налоговый инспектор, занимавший пост генерального секретаря партии «Патриоты Сенегала за труд, этику и братство». В июле 2023 года власти страны распустили партию, обвинив ее руководителей в подрывной деятельности и посадив их в тюрьму. Сорокачетырехлетний Файе — пятый и самый молодой президент в истории Сенегала. Как отмечает издание Press Afric, он также первый глава западноафриканского государства с двумя женами.