Найти в Дзене

«Ассасинорум: Делатель Королей»: все могут короли... пока не явятся ассасины

Закончен новый перевод романа Роберта Рафа «Ассасинорум: Делатель Королей», и у меня об этой книге уже есть немного очень личного мнения. Поехали.

Редкий случай, когда в книге нет вездесущих астартес, а также Имперской Гвардии и даже Инквизиции. Зато есть имперские ассасины и Имперские Рыцари с их своеобразным бытом и формой правления. Роман представляет собой прямое продолжение рассказов Рафа по теме — «Ассасинорум: мушка и целик», «Ассасинорум: проводник» и «Ассасинорум: божественная санкция», без предварительного прочтения этих рассказов книгу читать, конечно, можно, но отчего бы не познакомиться с нашими героями заранее.

На рыцарском мире Доминион что-то неладно. Что? — пока еще не понятно, но внедренный оперативник сигнализирует о тревожных тенденциях. И он не ошибается, так как его почти сразу же убивают. Его донесение тщательно изучают — и понимают, что пора принимать меры. Дело настолько серьезное, что в игре оказываются сразу трое выдающихся сотрудников Оффицио Ассасинорум: виндикар Абсолом Рэйт, которому поручают руководство, каллидус Сикоракса и ванус Аваарис Кельн.

Раф дотошно описывает знакомство этих людей. И процесс притирки тоже подробно описывает, ему посвящено немало глав. Очень сложно заставить тех, кто все время действовал в одиночку, работать в связке. Сам Рэйт, к слову, с большим трудом справляется с руководством, и мы увидим, как он пытается выполнить задание самостоятельно — к неудовольствию остальных, и еще бы: это едва не повлекло катастрофу. Сначала Кельн и Сикоракса даже, можно сказать, объединяются против виндикара, но не лично, а из-за его привычки решать проблемы прямолинейно. Обыграны особенности храмов Ассасинорум, которые сильно повлияли на характеры ассасинов. Эти психологические тонкости очень любопытны. Причем читатель не чувствует, что ассасины чужды ему, и их личные проблемы никого не касаются — Раф сумел придать их историям очень живую, понятную подоплеку. Кто из нас не сталкивался с неопытным начальником и сотрудниками, которые действуют категорически не так, как ты…

Впоследствии между ними устанавливаются товарищеские, даже дружеские отношения, и очень интересно наблюдать за развитием взаимного доверия.

Виндикар. Худ. Alexey Kruglov
Виндикар. Худ. Alexey Kruglov

Я не раз наблюдала за читателями, которые о любой книге восклицают: «Мило! Уютно!», не задумываясь, о чем она. Боюсь, найдутся такие читатели и у «Ассасинорума». Да, дружба ассасинов — это «мило и уютно», пока речь только о ней. Но речь об ассасинах. Большую роль сыграют двое пленных, которых захватили специально, чтобы побольше вызнать о рыцарском мире Доминион: Вольный Клинок Линолий Раккан и его ризничая Гвинн. Так вот, немало споров ассасинов крутится вокруг того, когда их убить — сразу или повременить. При этом они ведут с обоими пленниками приятные беседы, подробно их расспрашивая. Высадившись на планету, ассасины в ходе операции хладнокровно убивают нескольких кандидатов на трон, а попутно истребляют всех, кто вольно или невольно оказывается на их пути. Но дружба у них милая и уютная, да.

За развитием образов Раккана и Гвинн тоже интересно наблюдать. Сначала мы видим типичного «солдата удачи» (Вольные Клинки есть в бэке, это Имперские Рыцари, которые выступают не со своим домом, а самостоятельно. Часто они эксцентричны и не придерживаются строгих правил). Причем «солдата удачи» с явным ПТСР, вредными привычками и множеством недостатков. Но мало-помалу выясняется, что он способен и на храбрость, и на решительные поступки, и на преданность делу. Показана его боль из-за семейных проблем. Похожая эволюция происходит и с Гвинн. Правда, она не пьет — ризничие это, в сущности, адмехи, только самая консервативная и ограниченная их часть. Их даже не допускают до чертежей Рыцарей! Сама мысль о творчестве, изобретательстве, усовершенствованиях — том, без чего инженерный труд, в общем, почти немыслим — у ризничих считается вершиной ереси. А в финале, под влиянием ассасинов, особенно Кельн, молодая ризничая уже способна самостоятельно мыслить, действовать и принимать решения.

Если кому-то хотелось почитать больше об Имперских Рыцарях, «Ассасинорум» — это маст рид. О рыцарях будет много: и о том, как пилоты взаимодействуют с машинами, и о том, как они сражаются на ристалищах, и боевки рыцарей. Вот сай-файной составляющей вы в книге не найдете. Я бы хотела, пожалуй, больше почитать о чисто технических тонкостях, но они не являются необходимыми для сюжета, их и нет.

Имперский Рыцарь. Худ. Wolfgang Werkovits
Имперский Рыцарь. Худ. Wolfgang Werkovits

Зато есть много о рыцарском обществе. Оно приближено к феодальному. Да-да, то самое средневековье, которые мы любим… или не любим. Обложить крепостных огромными податями? — запросто. Привезти бунтовщиков, чтобы убить их на арене с максимальной жестокостью? — легко. Рыцарь, который берет со своих крепостных подать мертвецами, чтобы кормить животных? — любим, умеем, практикуем. Настоящего средневековья, конечно, нет, но есть гротескные уродливые формы зависимости и эксплуатации. Своеобразная форма правления, которая и позволила расцвести ядовитым цветам измены. Поначалу, как полагали ассасины, речь шла только о сепаратизме, но на самом деле там кое-что похуже. Однако Доминион нужен Империуму…

Действие развивается быстро, динамично, без провисаний и проседаний, финальный клиффхангер позволяет надеяться, что мы еще встретимся с этими героями. Персонажи показаны живыми и интересными, практически нет безликих статистов — каждый со своим характером, даже если ему отведена пара абзацев. Стиль у Рафа суховатый, при переводе пришлось потрудиться, чтобы сделать его приятным для русскоязычного читателя, но оно того стоило.

Отдельно о названии. Был во времена войны Алой и Белой роз такой себе граф Уорвик — придворный интриган и видный деятель, стараниями которого были возведены на трон один за другим два короля Англии. За ним в истории и закрепилось прозвище «Делатель королей». Вот какова историческая отсылка.

Книга обязательно понравится любителям хорошего сюжета и остроумных решений, но может не понравиться, если вас совсем-совсем не интересуют эти фракции.