Район Беговой является составной частью Северного административного округа города Москвы. Граница района проходит по оси Беговой ул., далее по осям ул. Поликарпова, проектир. пр-дам № 1087 и № 5509, северо-западной границе владения № 37 (строение 11) по Ленинградскому пр-ту, по осям: Ленинградского пр-та, ул. Новая Башиловка, ул. Н. Масловка, северо-западной границе полосы отвода Алексеевской соединительной ж/д ветки МЖД и северной и северо-западной границам полосы отвода Смоленского направления МЖД до улицы Беговой.
Район Беговой обязан своим названием расположенному здесь Центральному московскому ипподрому, собравшему вокруг себя несколько улиц с «конными» названиями (Беговые улица и аллея, Скаковая улица).
Краткая история
В XV-XVII вв. на территории этого московского района находились владения Новинского монастыря, которому принадлежало здесь Ходынское поле, образовавшееся после сведения обширной рощи и получившее своё название от протекавшей здесь речки Ходынки. Прежде тут располагались владения двоюродного брата Дмитрия Донского — князя Владимира Андреевича Серпуховского, которые в начале XV в. достались его сыну Семёну. Он скончался во время одного из моровых поветрий 1420-х годов, и вдова Владимира Андреевича — княгиня Елена Ольгердовна отдала эти земли в память о муже и сыне митрополиту Фотию, который в свою очередь передал их основанному им Новинскому монастырю.
Большие участки земли обитель сдавала «на оброк» различным лицам. Так, в середине XV в большой клин между Волоцкой и Звенигородской дорогами распахивал для себя боярин Иван Товарков, а после него окольничий Иван Васильевич Ощера-Сорокоумов. Две свои деревни поставил на монастырской земле владелец соседнего Всехсвятского князь Иван Юрьевич Патрикеев. В дальнейшем многие участки, примыкавшие к Белому городу, самочинно захватывали различные лица. Часть Ходынского поля в середине XVI в. отписал к образованной Тверской ямской слободе царь Иван IV.
В период Смуты начала XVII в. Ходынское поле становится местом столкновений войск царя Василия Шуйского и отрядами Лже-Дмитрия II. В 1619 г. на Ходынском поле юный царь Михаил Романов встречал своего отца патриарха Филарета после возвращения из польского плена.
В XVII в. территория Ходынского поля продолжала сокращаться за счёт изъятия участков, непосредственно примыкающих к городу. Во второй половине столетия на восточной его окраине возникает царское село Воскресенское, старый и новый государевы сады, государев дровяной двор. В самом центре поля располагался основанный при царе Алексее Михайловиче «государев двор для приезду», предназначенный для иноземных посольств, где они дожидались парадного въезда в столицу. Тем не менее, несмотря на подобные изъятия, значительные части Ходынского поля продолжали оставаться в руках обители.
Тверская дорога (сейчас 1-я Тверская-Ямская ул.) в 14-15 веках была одной из самых оживленных: по ней проходило огромное количество обозов с товарами. В связи с этим в середине 15 века Иван Грозный устроил на прежних владениях Новинского монастыря Тверскую-Ямскую слободу - под хозяйственные угодья ямщиков.
Населенная часть в виде нескольких домиков с деревянной церковью в 17 веке находилась между Земляным валом и Тверской заставой. Спустя сто лет она имела уже несколько параллельных улиц, все остальное занимали поля и луга. В конце 18 века пожар уничтожил всю слободу, но вскоре за счет государства она была отстроена заново. Деревянные дома были заменены каменными.
Масштабное развитие этих земель началось в XIX веке, когда велось строительство Санкт-Петербургского шоссе.Бревенчатый настил заменили булыжной мостовой, а в 1834 году после императорского указа "О приведении в лучший вид пространства между Тверским в Москву въездом и парком Петровского дворца" участок дороги до дворца расширили. Были проложены грунтовые дороги, отделенные от шоссе аллеями из молодых деревьев. По обе стороны от дороги протянулись в ряд загородные дома московской знати.
Первым приобрел участок близ Петровского парка генерал и сенатор А. А. Башилов. Дворянские усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком, образовав улицу Башиловку (теперь Расковой) и по Бутырскому проезду (теперь улица Нижняя Масловка).
В середине 19 века в районе появляются первые промышленные предприятия: табачная фабрика "Габай" (теперь "Ява") и фабрика "А. Сиу" (кондитерская фабрика "Большевик").
Крепостное право и право на продажу земли, которую раньше можно было сдавать только в аренду, привели к печальным последствиям для общества ямщиков. В течение нескольких лет она была распродана разным владельцам. Но в этом была и хорошая сторона: быстрыми темпами началось развитие территории Камер-Коллежского вала, где появляются 1-я, 2-я, 3-я (позже улица Правды), 4-я, 5-я улицы Ямского поля, а с другой стороны Петроградского шоссе - улицы Верхняя и Скаковая. Появляется ресторан "Яр".
Его название связано с именами Башилова и француза Яра. Генерал Башилов свой загородный дом сдал в аренду под ресторацию в 1936 году французу. Любители хорошо поесть приходили к Яру регулярно. Но все же его учреждение оставалось заурядным до тех пор, пока туда не пригласили цыганский хор Ильи Соколова. Он и увеселял публику. Продолжателем традиции музыкального искусства цыганского народа является Государственный музыкально-драматический театр "Ромэн"
Среди новых предприятий, возникших в конце 19 века, особое место занимает завод "Дукс", основанный немцем Юлием Александровичем Меллером, прежде имевшем небольшую слесарную мастерскую на Садово-Триумфальной улице.
Увлеченность техническими видами спорта сочеталась у Ю. А. Меллера с тонким пониманием конъюнктуры. В 1893 году после чемпионата мира по велоспорту в Чикаго он загорелся идеей распространения велосипеда в России и организовал новое предприятие на Ямском поле.
В 1909 году на заводе был собран первый в Москве аэроплан. Его сборкой руководил инженер М. П. Евграфов, а испытателем был знаменитый летчик С. И. Уточкин.
С 1910 года на заводе начинается производство серийного самолета типа "Фарман".
Добившись заказа от правительства, "Дукс" становится главным производителем в новой для России отрасли, не оставляя и прежние направления. В 1917 году предприятие стало первым Государственным авиационным заводом. Новые цеха строились на Ходынском поле, рядом с аэродромом. В 1931 году, после выделения самостоятельных заводов самолетостроения, приборостроения и радиотехники, завод на Ямском поле приобрел новую специализацию - производство вооружений.
В 1924 году Петроградское шоссе было переименовано в Ленинградское. В северной части Ямского поля, которое, по существу, было окраиной Москвы, развернулось строительство типографско-издательского гиганта, который в то время не имел равных себе в Европе. Издательство "Правда", главное в стране, обеспечивало выпуск разовых тиражей газет до 40 млн.экземпляров, журналов - более 1000 млн. экземпляров и книг - до 130 млн. экземпляров.
По существу, это город издателей и печатников, который здесь же имеет собственный Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс, детский сад. По его имени получила название улица Правды, бывшая 3-я ул. Ямского поля. Теперь это издательство "Пресса". Здесь же,на 5-й улице Ямского поля, обосновалась в 1979 году Всероссийская государственная телерадиовещательная компания, а рядом находится Училище циркового и эстрадного искусства - из него вышли выдающиеся артисты, имена которых известны всей стране.
Местность за Тверской заставой давно перестала быть московской окраиной. Теперь это - один из самых оживленных районов столицы. Старая Башиловка, теперь улица Расковой, многие годы служившая границей Ямского поля, потеряла прежнее значение и стала одной из проезжих улиц. Широкая магистраль 3-го кольца московских автодорог, пересекая Ленинградское шоссе, прошла по улице Новая Башиловка и бывшей территории Петровского парка с его прудом. Территория бывшего Ямского поля теперь вошла в район Беговой.
Герб района
Район Беговой обязан своим названием расположенному здесь Центральному московскому ипподрому.
Своё отражение это важный факт получил и в гербе района, на котором изображена скачущая лошадь. Зеленое поле щита является символом государевых садов и выгонов, которые в старину располагались на территории Бегового, а скачущая лошадь, кроме того, напоминает о находившихся здесь слободах ямщиков, и Ямском поле. Красная оконечность символизирует Ходынское поле, где с конца 18 века размещались летние лагеря войск Московского гарнизона. Колесо – символ Волоцкой дороги и Санкт-Петербургского шоссе (сейчас Ленинградский проспект).