В день рождения Н.В.Гоголя! (01.04.2024).
Режиссер-постановщик Сергей Газаров. Художник - Александр Боровский. Художник по костюмам - Мария Боровская.
Спектакль в традициях русского классического театра с элементами водевиля. Прекрасные актеры играют с задором. Много буффонады и эксцентрики, прыжков и кунштюков. Видимо, одного гоголевского текста в актерском исполнении для современного зрителя мало. Режиссерская концепция, на мой взгляд, заключается в том, чтобы зрителей довести до изнеможения от трюков и клоунады, а потом резким звуком оборвать этот «канкан и зубоскальство» и напомнить нам о том, что душа у этих людей была. А на сцене в полную силу цветет буйство фантазии, и я бы даже сказала буйство «формы»( коробка вместо головы, из окон выбрасывают рыбин, как манну небесную). Кипучая деятельность, переходящая в фантасмагорию и абсурд, вызвана большим страхом чиновников перед наказанием.
Действие спектакля разворачивается на фоне стены дома в провинциальном городишке. Тут и вспомнишь из «Мертвых душ»: «сильно била в глаза желтая краска». Дом здесь является метафорой души, и по ходу спектакля все окна дома распахнуты. Жизнь буквально брызжет со сцены всеми красками и цветами.
Костюмы актеров очень яркие и весьма оригинальные. Судья (актер Сергей Угрюмов) в костюме австрийского охотника (намек на то, что он так же далек от службы, как Альпы от России). Костюм Земляники в нежно-розово-зеленой гамме. Этакий молодящийся «зефир» со строгим лицом доктора-смерти (Александр Фисенко). Самый смешной костюм у почтмейстера Шпекина. Он в синем камзоле, в белой рубашке с воротником жабо, в синих чулках и розового цвета пуантах. Причудливость этого наряда говорит о его романтической натуре и самодовольном ощущении. Почтмейстер (актер Никита Уфимцев) чувствует, что некоторым образом возвышается над остальными: он читает. Правда, чужие письма. Городничий (Владимир Машков) меняет костюмы по ходу действия, и они расцветают на нем как уральские самоцветы. Наряды местной Клеопатры, Анны Андреевны (актриса Алены Лаптевой), и ее дочери (актриса Наталия Качалова) по неуместности и роскоши затмевают мужские. Только Хлестаков (актер Владислав Миллер) весь спектакль одет как хипстер, как молодой человек без занятий, без денег, но с претензиями. Он в модном пиджаке современного покроя. Эта пара: местного пахана, с его двором и дворней, и хипстера - недвусмысленный отсыл к современности. А также самое яркое проявление абсурда в пьесе: мальчишка надул матерого, видавшего виды городничего!
По ходу пьесы мальчик быстро учится у старших и начинает быстро мимикрировать. Вообще же, актер Владислав Миллер играет этакого ваньку-встаньку, он невероятно гибкий и гуттаперчевый. Это тип беспринципного нахала. А в программе сказано, что это наш двойник, говорящий нам правду. Не знаю. По мне, это мелкий бесенок с лицом херувима, обманывающий больших «чертей». Не случайно он в спектакле легко перемещается с первого этажа на второй и обратно. Надевает на себя то шкуру медведя, то скачет как обезьяна. Мистический подтекст происходящего выражен в том, что при пустоте души начинают бушевать форма: то нос убежит, то вещи человека начинают жить отдельной жизнью, и человек перестает быть человеком и воспринимается только как чин. Страх затмевает разум. Отсюда и буффонада, в которой персонажи заходят так далеко, что хочется ускорить конец. Но есть еще авторский финал. Семейство Сквозника-Дмухановского после объявления о приезде настоящего ревизора замирает в лучах света, льющегося на них сверху, а потом все ставни в доме резко захлопываются, что, по идее, обозначает смерть. Чиновники, как крысы, разбегаются, и опускается занавес.
Есть и еще одна нетрадиционная трактовка образов Добчинского и Бобчинского. Их играет один человек, который постоянно разговаривает и спорит сам с собой. Режиссер в своей трактовке педалирует тему сумасшествия как результат раздвоения души. В последнем монологе Бобчинский-Добчинский по драматизму смахивает даже на Поприщина, и затем вступает церковный хор, отпевающий душу покойника.
В целом, мне было довольно скучно, особенно во втором действии, потому что буффонада затмила текст Гоголя и актерам оставалось играть трюки. По окончании спектакля зрители кричали «Браво!». Мое состояние не совпало с этой оценкой. «Разгуляя» и так много вокруг, а хочется глубины и свежей режиссерской мысли. На спектакль стоит идти, если Вы любитель буффонады и яркости, а также поклонник Владимира Машкова. Его игра была безупречной. Когда мы вышли в фойе, опять попали в зазеркалье нашей жизни.