Найти тему

Спектакль «Ревизор» в театре Табакова (сцена на Сухаревской).

В день рождения Н.В.Гоголя! (01.04.2024).

Режиссер-постановщик Сергей Газаров. Художник - Александр Боровский. Художник по костюмам - Мария Боровская.

Спектакль в традициях русского классического театра с элементами водевиля. Прекрасные актеры играют с задором. Много буффонады и эксцентрики, прыжков и кунштюков. Видимо, одного гоголевского текста в актерском исполнении для современного зрителя мало. Режиссерская концепция, на мой взгляд, заключается в том, чтобы зрителей довести до изнеможения от трюков и клоунады, а потом резким звуком оборвать этот «канкан и зубоскальство» и напомнить нам о том, что душа у этих людей была. А на сцене в полную силу цветет буйство фантазии, и я бы даже сказала буйство «формы»( коробка вместо головы, из окон выбрасывают рыбин, как манну небесную). Кипучая деятельность, переходящая в фантасмагорию и абсурд, вызвана большим страхом чиновников перед наказанием.

Сцена из спектакля "Ревизор". Театр Табакова (на Сухаревской). Фото автора.
Сцена из спектакля "Ревизор". Театр Табакова (на Сухаревской). Фото автора.

Действие спектакля разворачивается на фоне стены дома в провинциальном городишке. Тут и вспомнишь из «Мертвых душ»: «сильно била в глаза желтая краска». Дом здесь является метафорой души, и по ходу спектакля все окна дома распахнуты. Жизнь буквально брызжет со сцены всеми красками и цветами.

Сцена из спектакля "Ревизор". Театр Табакова (на Сухаревской). Фото автора.
Сцена из спектакля "Ревизор". Театр Табакова (на Сухаревской). Фото автора.

Костюмы актеров очень яркие и весьма оригинальные. Судья (актер Сергей Угрюмов) в костюме австрийского охотника (намек на то, что он так же далек от службы, как Альпы от России). Костюм Земляники в нежно-розово-зеленой гамме. Этакий молодящийся «зефир» со строгим лицом доктора-смерти (Александр Фисенко). Самый смешной костюм у почтмейстера Шпекина. Он в синем камзоле, в белой рубашке с воротником жабо, в синих чулках и розового цвета пуантах. Причудливость этого наряда говорит о его романтической натуре и самодовольном ощущении. Почтмейстер (актер Никита Уфимцев) чувствует, что некоторым образом возвышается над остальными: он читает. Правда, чужие письма. Городничий (Владимир Машков) меняет костюмы по ходу действия, и они расцветают на нем как уральские самоцветы. Наряды местной Клеопатры, Анны Андреевны (актриса Алены Лаптевой), и ее дочери (актриса Наталия Качалова) по неуместности и роскоши затмевают мужские. Только Хлестаков (актер Владислав Миллер) весь спектакль одет как хипстер, как молодой человек без занятий, без денег, но с претензиями. Он в модном пиджаке современного покроя. Эта пара: местного пахана, с его двором и дворней, и хипстера - недвусмысленный отсыл к современности. А также самое яркое проявление абсурда в пьесе: мальчишка надул матерого, видавшего виды городничего!

Сцена из спектакля "Ревизор". Театр Табакова (на Сухаревской). Фото автора.
Сцена из спектакля "Ревизор". Театр Табакова (на Сухаревской). Фото автора.

По ходу пьесы мальчик быстро учится у старших и начинает быстро мимикрировать. Вообще же, актер Владислав Миллер играет этакого ваньку-встаньку, он невероятно гибкий и гуттаперчевый. Это тип беспринципного нахала. А в программе сказано, что это наш двойник, говорящий нам правду. Не знаю. По мне, это мелкий бесенок с лицом херувима, обманывающий больших «чертей». Не случайно он в спектакле легко перемещается с первого этажа на второй и обратно. Надевает на себя то шкуру медведя, то скачет как обезьяна. Мистический подтекст происходящего выражен в том, что при пустоте души начинают бушевать форма: то нос убежит, то вещи человека начинают жить отдельной жизнью, и человек перестает быть человеком и воспринимается только как чин. Страх затмевает разум. Отсюда и буффонада, в которой персонажи заходят так далеко, что хочется ускорить конец. Но есть еще авторский финал. Семейство Сквозника-Дмухановского после объявления о приезде настоящего ревизора замирает в лучах света, льющегося на них сверху, а потом все ставни в доме резко захлопываются, что, по идее, обозначает смерть. Чиновники, как крысы, разбегаются, и опускается занавес.

Есть и еще одна нетрадиционная трактовка образов Добчинского и Бобчинского. Их играет один человек, который постоянно разговаривает и спорит сам с собой. Режиссер в своей трактовке педалирует тему сумасшествия как результат раздвоения души. В последнем монологе Бобчинский-Добчинский по драматизму смахивает даже на Поприщина, и затем вступает церковный хор, отпевающий душу покойника.

В целом, мне было довольно скучно, особенно во втором действии, потому что буффонада затмила текст Гоголя и актерам оставалось играть трюки. По окончании спектакля зрители кричали «Браво!». Мое состояние не совпало с этой оценкой. «Разгуляя» и так много вокруг, а хочется глубины и свежей режиссерской мысли. На спектакль стоит идти, если Вы любитель буффонады и яркости, а также поклонник Владимира Машкова. Его игра была безупречной. Когда мы вышли в фойе, опять попали в зазеркалье нашей жизни.