Раскрытие Минздравом на прошлой неделе как будто истинных цифр дефицита врачей всколыхнуло не внезапной честностью после сокрытия положения дел со времён Вероники Игоревны и не большей точностью после «около 25-26 тыс.» от министра Мурашко. Всколыхнуло беспросветностью перспектив, кроющихся отнюдь не в недостойной зарплате и трудностях работы, в другом...
Журналист «Известий» в отчёте № 30 Минздрава подсчитала, что в 2022 году из 852 тыс. рабочих мест 541,5 тысячами реальных врачей было занято 701,8 тыс. Один врач трудился на 1,3 должности, но не нашлось врачей на 17,7% должностей. Эка невидаль, в большинстве региональных ЛПУ такой вакантной благости не знают. Журналист выявила тройку лидеров по вакансиям: реабилитологи, врачи паллиативной помощи и детские урологи-андрологи. Отечественное здравоохранение до недавнего времени вообще обходилось без таких специальностей, не до реабилитации, когда лечить некому.
Обратившейся за разъяснениями в Минздрав сообщили, что по регистру врачей аж 597 905 или 99,98% от потребности, дефицита совсем нет, а наблюдается дисбаланс. Помните, сакраментальное от Татьяны Семёновой про неизвестно где практикующих врачей, которых «очень много». Глава профсоюза медработников считает, что в государственном и муниципальном секторе дефицит кадров плодит недостаточная зарплата. Если бы было так, то врачей можно было найти только в частных клиниках, однако большинство работает не столько за зарплату, сколько за профессиональный интерес.
Не доходят до первых рабочих мест преимущественно и массово целевики, а, например, во вводящем платные отработки пропущенных практических занятий СПбГПМУ из 819 клинического профиля выпускников 2023 года не устроилось по специальности меньше 2,5%. Все российские медвузы ежегодно готовят около 50 тыс. врачей, из которых не меньше половины идёт в клиническую ординатуру.
Министр Мурашко радовался наплыву абитуриентов – 10-12 человек на место, отчего бы не брать на обучение хотя бы половину желающих, тем более что по сведениям министра образования Фалькова средний балл ЕГЭ у них выше, чем у целевиков. Абитуриенты не думают о будущих заработках, их влечёт профессия, но на бюджет их не пускают, резервируя места для целевиков, которых набирается только половина, из половины половина отчисляется и треть не доходит до рабочего места. Абсурд.
Минздрав «строит дом» здравоохранения как будто бы с фундамента – образования, но подкладывает кирпичики в виде целевиков, которые не держат стены. Понятно, что вузы ограничены в преподавателях и площадях, и больше всего заинтересованы в платных студентах. Медицинские вузы Москвы при населении 12 млн выпускают «каплю в море», поэтому на врачебных местах непросто найти москвича по месту рождения, регионы обижаются, что врачи уезжают в столицу, где платят больше и возможности не чета.
В Вологде с населением больше 300 тыс. не было ни одного медвуза, в новом учебном году запланировано организовать филиал Ярославского ГМУ со специалитетом «лечебное дело» и ординатурой по 11 специальностям. Надеются за пятилетку довести число студентов… до 800 человек. Бог им в помощь, ибо с Минздравом не изжить дефицита, который он видит в облике дисбаланса. Если чего-то не желаешь видеть, то того и нет. Абсурд, однако.
Все значимые новости здравоохранения за день в кратком «Дайджесте вредного врача» в telegram