213 подписчиков

Как авторское право защищает ваш контент

Законодательство в сфере коммуникаций стремительно меняется и усложняется, и нам все труднее уследить за ним и разобраться в потенциальных рисках. Как защитить свой контент от воровства и самим не попасться в ловушку закона об авторском праве? Расскажем в нашей статье.

Фото?  Melyna Valle on Unsplash
Фото? Melyna Valle on Unsplash

Правила использования чужого контента

Стоит отметить, что авторское право одинаково работает в обе стороны: как для создателей контента, так и для тех, кто этим контентом пользуется. Сейчас мы подробнее раскроем категории контента, с которым мы сталкиваемся чаще всего и с которым чаще всего возникают разногласия по авторскому праву.

  • Пользовательский контент

К такому виду контента относятся материалы, которые люди целенаправленно присылают нам в личные сообщения или в отметки. Ошибочно может показаться, что этот контент свободный и использовать его безопасно. Но это не так. На использование чужого пользовательского контента также есть ограничения и запреты.

  • Контент информагентств или других СМИ

Нужно понимать, что контент СМИ делится на две категории: новости и авторские статьи. Новости авторским правом не защищены и их использовать можно, но стоит помнить, что малейшие авторские примечания к факту новости - это уже авторское высказывание, которое юридически защищается. Также, стоит отметить, что авторским правом не защищается только текст новости, любое медиа-сопровождение (фото, видео) использовать без разрешения запрещено.

  • Контент от фотографов (штатных и внештатных)

Если речь идет о вашем штатном сотруднике, в договоре у которого есть пункт по созданию контента, то вы можете беспрепятственно использовать результат его работы. Если это внештатный фотограф (знакомый, гость и т.д., которых вы просто попросили пофотографировать ваше мероприятие), то передача его фото не означает передачу права на их использование. Публиковать у себя вы их сможете только после официального разрешения от автора. Им может выступить договор, письменное разрешение или даже переписка по электронной почте.

  • Фотобанки

Это безопасный источник для получения контента, но перед использованием все же стоит прочитать условия, указанные на сайте. Потому что довольно часто в лицензиях есть правила: например, фото можно использовать только в некоммерческих целях или использовать только с указанием имени автора, которое также прописано в оферте.

Фото: Tingey Injury Law Firm для Unsplash
Фото: Tingey Injury Law Firm для Unsplash

Есть много заблуждений по поводу того, как использовать авторские права, вот несколько популярных мифов:

Миф №1: Не каждая фотография или видео являются объектом авторского права, а только те, на которые зарегистрированы права, которые имеют художественную ценность или новизну, которые сняты на профессиональную камеру.

Любое фото или видео является объектом авторского права, независимо от того, на что оно было сделано и в каких условиях.

Миф №2: В интернете все можно брать свободно. Особенно, если нет копирайта.

Это довольно распространенный миф, который подталкивает людей брать фото или видео из поисковых агрегаторов без разрешения автора. Но на самом деле, любой материал, размещенный в Интернете, является объектом защиты авторского права.

Миф №3: Ссылки на страницу/сайт, откуда был взят авторский контент, достаточно.

Как уже говорилось ранее, для использования контента вам требуется письменное разрешение правообладателей в любом формате: от договора до переписки.

Когда можно использовать контент из другого источника?

  • Цитирование в информационных, учебных целях допустимо в объеме, оправданном целью. При цитировании важно помнить про правильное оформление, чтобы глядя на материал было понятно, что это именно цитата. Здесь вам помогут базовые правила оформления цитат, которые рассказывали еще в школе.
  • Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстрации в звуко- или видеозаписях учебного характера. На вопрос про тайминг цитирования ответа нет. Важно, чтобы отрывок или фото логично раскрывали вашу мысль, а не были просто фоном для разнообразия текста.
  • Можно свободно использовать произведения изобразительного искусства или фотографии, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. В данном случае речь идет о музеях, конференция, выставках, галереях и т.д. Если вы приходите туда и фотографируете какую-либо картину, то публиковать ее можно без разрешения авторов.

Как доказать, что ваше использование материала — это именно цитирование? Оно должно дополнять или опровергать мысль автора. Цитирование используется как дополнительная информация, без которой вы не можете полноценно раскрыть свою мысль.

Важное условие, о котором следует помнить: использование материалов допустимо с обязательным указанием имени автора произведения или источника заимствования.
Фото: Gabrielle Henderson для Unsplash
Фото: Gabrielle Henderson для Unsplash

Материал написан на основе встречи медиаклуба АСИ-Благосфера с медиаюристом Светланой Кузевановой, на которой мы поговорили о том, как сегодня вести свои сайты, соцсети и другие публичные медиаресуры в соответствии с законом.

Помимо темы авторского права на встрече были затронуты аспенкты использований пометок при упоминания иностранных агентов, рекомендации по маркировке рекламы и особые условия при публикации материалов на сложные или запретные темы.

Посмотреть запись встречи вы можете по ссылке.

Эта встреча медиаклуба «АСИ-Благосфера» проводилась в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, коммьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Медиацентр «АСИ-Благосфера» — совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.

Читать также: Как сделать эффективный интерактив в социальных сетях?