5 апреля 1946 г. на базе 18-й армии была создана Дальняя авиация Вооруженных Сил СССР (далее - ДА). К тому моменту её история уже насчитывала более 33 лет, ведь официальным днем рождения российской ДА считается 23 декабря 1913 г., когда совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Илья Муромец» конструкции Игоря Ивановича Сикорского. Год спустя указом императора Николая II была сформирована эскадра Воздушных Кораблей «Илья Муромец», базировавшаяся в Виннице. Эти самолеты применялись в Первой мировой войне в качестве тяжелых бомбардировщиков. Основателем тяжелого авиастроения, первым авиационным генералом и фактически первым командующим ДА стал Михаил Владимирович Шидловский. Он же был председателем совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились бомбардировщики «Илья Муромец».
Революция, межвоенный период и события Великой Отечественной войны внесли свою лепту в историю развития этого вида военной авиации: первые межконтинентальные перелеты, авиация дальнего действия периода Великой Отечественной войны, созданная под командованием А.Е. Голованова и ставшего одним из первых главных маршалов авиации и многое другое. Но сегодняшняя дата связана с послевоенным периодом, ведь в1946 году, в условиях наметившегося глобального противостояния СССР с США и Великобританией, структурное обособление ДА было шагом для укрепления обороноспособности страны.
Тогда в состав ДА вошли три воздушные армии с управлениями в Смоленске, Виннице и Хабаровске. В 1957г. в дополнение к ним была развернута еще одна (по нумерации 5-я) армия дальней авиации со штабом в Благовещенске, однако она просуществовала недолго и в связи с общим сокращением ВВС в 1960 г. была переформирована в тяжелый бомбардировочный авиационный корпус.В 1948 г. на вооружение Дальней авиации поступил четырехмоторный бомбардировщик Ту-4 (копия американского B-29 «Суперфортресс»), который стал первым советским авиационным носителем ядерного оружия, а в 1954 г. – первый советский реактивный дальний бомбардировщик Ту-16. По состоянию на 1 января 1958 г. в ДА имелись на вооружении 1120 Ту-16 и 778 Ту-4. Помимо 30 полков тяжелых бомбардировщиков в состав Дальней авиации входили 5 полков дальних разведчиков (Ту-4), 8 полков истребителей (Миг-15бис) и транспортная авиадивизия (вооруженная самолетами Ли-2).В 1954-1955 гг. в составе ДА была сформирована 116-я тяжелая авиационная дивизия для бомбардировщиков Ту-4К – носителей первых отечественных крылатых ракет (самолетов-снарядов) КС-1 «Комета».
Можно отметить, что значение ДА значительно возрастало в самые напряженные моменты противостояния Востока и Запада.
После распада Советского Союза почти все соединения Дальней авиации оказались в составе Военно-воздушных сил Российской Федерации (с 2015 г. часть Воздушно-Космических Сил Российской Федерации). Ее структура продолжала претерпевать изменения. Так, в апреле 1998 г. командование Дальней авиации было вновь преобразовано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения), а в августе 2009 г. воссоздано под прежним наименованием.
В настоящее время командование объединяет две тяжелых бомбардировочных авиационных дивизии, два отдельных смешанных авиационных полка, полк самолетов-заправщиков, центр управления, центр боевого применения и переучивания летного состава, узел связи и отдельную авиационную базу. Основу авиационной составляющей ядерной триады Отечества ныне составляют турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 МС («Медведь»), уникальный реактивный стратегический бомбардировщик Ту-160-М («Белый лебедь»), а также Ту-22 М3. Летчики Дальней авиации доблестно выполняют свой воинский долг и ныне - в ходе военной операции России в Сирии и в специальной военной операции на Украине.
В экспозиции зала №8 представлена модель дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф, а в зале №19 - Ту-4 (первый советский самолет - носитель ядерного оружия), есть модели самолетов ДА и в залах №№20 и 21. Не так давно музейная коллекция пополнилась историческими предметами - личными вещами и фото одного из первых главных маршалов авиации А.Е. Голованову. Некоторые из них можно увидеть в зале №16 основной экспозиции ЦМВС РФ.