1,2K подписчиков

Приключения «Тома и Джерри» в Чехословакии

Metro-Goldwyn-Mayer, Чехословакия, Джин Дейч и «Том и Джерри» - всех их связывает одна довольно интересная история, которая произошла в самый разгар Холодной войны.

Заставка во времена "Эпохи Дейча". Источник: Яндекс.Картинки
Заставка во времена "Эпохи Дейча". Источник: Яндекс.Картинки

Закрытие MGM Cartoon

Началась эта история с того, что руководство Metro-Goldwyn-Mayer закрыло свое анимационное отделение MGM-Cartoon. Рассказывают это обычно так: однажды Джозефа Барбера и Уильяма Ханна вызвало на ковер и сообщило об увольнении. Типа, собрались и ушли, спасибо за сотрудничество. На самом деле все к этому шло. И не в дуэте Ханна-Барбера дело. К тому времени у заслуженной и важной кинокомпании наметился острый кризис.

С конца сороковых прибыль MGM с каждым годом падала, однажды они даже ушли в минус. Не очень было и с кассовыми сборами, проектов, которые можно было назвать стопроцентно хитовыми, тоже было мало. Но хуже всего то, что люди вообще стали меньше ходить в кинотеатры, началась эпоха телевиденья. И для «Том и Джерри», главного проекта Ханна-Барбера, тоже все было не очень хорошо в этом плане.

На этом фоне руководство MGM пошло по классическому пути корпорации в пике – начала оптимизировать расходы. Экономить стали на всем. Вместо новых декораций – переделанные старые, вместо дорогих проектов – попроще, контракты с дорогими звездами – разрываем. Что тут сказать. Даже главную свою звезду, Джуди Гарленд, пришлось попросить на холодок Бродвей. В общем, зарплату 6 тысяч долларов в неделю MGM уже не тянула.

У Ханны с Барбером тоже были большие зарплаты, да и в целом MGM-Cartoon обходилась киностудии очень дорого. Им бы уйти на ТВ, запустить производство мерча, настольных игр… Но тогда так никто еще не делал. Ну и они не догадались. Просто закрыли выпуск анимации.

Появление Джина Дейча и Rembrandt Films

Про аниматора Джина Дейча сейчас позабыли, а он человек достаточно интересный и даже новатор. Во второй половине пятидесятых он засветился Tom Terrific – мальчиком, который может принимать любую форму. Мультфильм снимали в 1957-58 годах, но повторяли чуть ли не до начала девяностых. TV Guide в 2002 году поставил на 32 место среди величайших персонажей анимации.

Были у него и другие успешные проекты в Terrytoons, но в 1958 году его оттуда уволили. В этот момент к нему пришел Уильямом Л. Снайдером из небольшой компании Rembrandt Films и сказал: «У меня в производстве несколько анимационных фильмов, но они в беде, и мне сказали, что вы единственный, кто может их исправить… Это очень интересные детские фильмы, прекрасно снятые, но в них просто нет той актуальности и изящества, которые мне нужны». У Джина есть своя студия и он вроде бы согласен, но тут выясняется, что работать надо на мощностях Снайдера.

Стороны начали торговаться и Дейч выбил у Снайдера финансирование собственного проекта – антивоенного мультфильма «Манро» («Munro», 1961). Продать такое основным американским студиям не получалось. В общем, пожали руки. «Куда ехать», - спросил Дейч. «В Прагу!», - порадовал Снайдер. «В Праге штата Оклахома есть анимационная студия?» - удивился Дейч. Хотя, наверное, еще и добавил «в этой дыре». «В Праге Чехословакии», - уточнил Снайдер.

Компания Снайдера Rembrandt Films, классическое совместное предприятие, давно работала в Чехословакии и вообще Восточной Европе. Покупала там местные анимацию и фильмы, продавала там западную продукцию. И в какое-то момент Снайдер решил снять там несколько мультфильмов, очень уж дешево получалось, но уже специально для западного зрителя. Снайдер искал заказчиков, чехи давали мощности, не хватало эксперта. Тут ему и понадобился Дейч, чтобы адаптировать стиль.

Собственно Джин Дейч. Источник: Яндекс.Картинки
Собственно Джин Дейч. Источник: Яндекс.Картинки

Несмотря на все сомнения, Дейч неплохо устроился в Праге. Активно работал, нашел жену, прижился, начал работать на коммунистов, но по заказам из США. А «Манро», деньги на который он выбил все же у Снайдера, совершенно неожиданно для всех получил в 1961 году «Оскар». И вот тут-то все и завертелось.

Все герои встречаются

Я так подробно описывал все это, чтобы было понятно, как в одной истории оказалась MGM, их хит «Том и Джерри», Джин Дейч и Прага вместе с чехословацкими аниматорами. Согласитесь сочетание необычное для 1961 года и Холодной войны.

Итак. Окрыленный успехом и с «Оскаром» наперевес Снайдер попал в кабинет боссу Metro-Goldwyn-Mayer Джозефу Фогелу. Он был один из авторов и проводников той самой оптимизации расходов, но ему было ясно, что компания с этой экономией немного перегнула палку. Поэтому он вполне благосклонно отнесся к предложению Снайдера перезапустить «Том и Джерри». Ведь он поставил микроскопический бюджет в 10 тысяч долларов за фильм и Снайдер от лица всех не раздумывая согласился. Не знаю только, понимал ли Фогел, что речь идет о работе с соцлагерем…

Вот это встреча. Источник: Яндекс.Картинки
Вот это встреча. Источник: Яндекс.Картинки

Сам Дейч рад не был. Во-первых, было совершенно непонятно, потянут ли вообще чехи возвращение культового американского сериала. Ну, а во-вторых, как сказал сам аниматор: «Лично я всегда ссылался на мультфильмы «Том и Джерри» как на самый плохой пример бессмысленного насилия – юмора, основанного на боли – нападения и мести – не говоря уже о безвкусном использовании стереотипного домашнего слуги безголовой чернокожей женщины». Но его возражения никто не слушал, контракт-то уже подписан. MGM ждет 12 серий.

Дейч и его пражская команда начала работать. И вот тут новый сюрприз: «эти изолированные аниматоры коммунистической эпохи никогда в своей жизни не видели ни одного мультфильма «Том и Джерри»!». Ситуация мечты: жесткий контракт, микроскопический бюджет, сотрудники, которые не знают, что делать, и материал, который явно не твой и тебе никогда не нравился.

Герои преодолевают препятствия

Проблемы начали решать в срочном порядке, практически набегу. Знакомить чехов с битвой кота и мышонка начали с показа четырех мультфильмов на 35-мм пленке. Больше серий просто не смогли быстро достать и привезти в Прагу. Сотрудник посмотрели, впечатлись, но не очень поняли, что делать. Тогда им показали модели и настоящие рисунки. Мультфильм буквально прогнали от проекций до монтажного стола. Но и этого оказалось мало.

«Carmen Get It!» 1962 год. Источник: Яндекс.Картинки
«Carmen Get It!» 1962 год. Источник: Яндекс.Картинки

Дейч обратился к старым коллегам, многие из которых ушли на пенсию. Они вместе с ним сделали раскадровки ко всем сериям. Но все равно чешские сотрудники не воспринимали американский стиль анимации. Сам Дейч пишет: «Я был единственным присутствующим, кто мог рисовать героев мультфильмов в американском стиле и с их выражения лиц, поэтому я лично рисовал все макеты и ключевые позы.»

Проблема была не низкой квалификации аниматоров из Праги. Наоборот, чешские власти подобрали хороших специалистов. Но они выросли в духе советской и вообще социалистической анимации, без насилия, миленькой, доброй, приятной. Дейчу буквально приходилось заставлять чехов делать несчастному Тому больно. Но несмотря на все проблемы Дейч с командой закончил 12+1 серия «Том и Джерри» и повез их показывать MGM.

Самая странная серия на мой взгляд.

Джозефу Фогелу и другим руководителям версия Дейча понравилась. Но тут вдруг в киноконцерне задумались о том, что сделали то их в соцлагере. Не то, чтобы это было большой проблемой. Но все же фестиваль маккартизма с наездами на различных кинодеятелей только недавно пошел на спад. Но зато сам зритель вошел во вкус Холодной войны и с подозрением относился ко всему «коммунистическому». Так что упоминание о Чехословакии убрали, а чехов в титрах адаптировали: аниматор Антонин Буре стал A. Booresh, продюсер Зденка Найманова (кстати, именно на ней Дейч женился) – S. Newman, аниматор Зденек Сметана - Dennis Smith. В общем, отправили в кинотеатры. В фильмографии «Тома и Джерри» шорты можно найти под номерами 115-127.

Смешанная реакция

Сказать, что закончилось все провалом, нельзя. В принципе, касса у чешского варианта MGM порадовала. Оптимизация расходов боссам понравилась еще больше и эксперимент был признан успешным. Но и к Дейчу были определенны вопросы.

Прежде всего киноконцерн как-то расстроился, что ни одна из серий «Тома и Джерри» не получила даже номинацию на «Оскар». Конечно, главным были финансовые результаты, но и без «Оскара» обидно. К тому же в целом отзывы о мультфильмах разочаровали. Собственно, и сейчас если вы посмотрите IMDb, то легко обнаружите, что версии Ханна-Барбера редко опускались ниже 7 баллов. А вот у Дейча она редко превышает 5 баллов.

Равнодушных нет. Отзывы на  "Мышонок в космосе" (1962)Скрин с IMDb
Равнодушных нет. Отзывы на "Мышонок в космосе" (1962)Скрин с IMDb

Да, в анимации были проблемы. Зритель привыкшей к достаточно высокому качеству от Ханна-Барбера с большим скепсисом воспринимал угловатых персонажей и местами размытый фон Дейча. Плюс движения на экране было иногда слишком резкими и неровными, а музыка слишком электронной. Но главным все же называли то, что серии оказались не такими смешными. То есть претензии к детищу Дейча были. Но не все так просто. По кассовым сборам продукция эти 13 шортов перебили результаты «Looney Tunes». То есть все смотрели, но ругали.

При этом, Дейч совсем не следовал стандартам Ханна-Барбера. Например, он полностью отказался от ограничений локации одного дома. У него Том и Джерри побывали в космосе, на китобойном корабле, на Диком Западе и в африканских джунглях. К тому же ту самую «Мамочку-Два-Туфля», из-за которой и тогда мультфильм называли расистским, была заменена белым мужиком. Однако сотрудничать с чехами прекратили не из-за критики. Просто Фогеля с должности сняли, а новое руководство не очень понимало, как MGM оказалась в связки с Чехословакией.

На этом путешествие «Тома и Джерри» за Железный занавес закончилось. Отношение к нему сейчас двоякое. Одни не принимаю эпоху Дейча от слова «совсем», ставя едины везде, куда только дотягивают. Другие считают некоторые серии культовыми. Вот топовая подборка от почитателей: «Carmen Get It!», «The Tom and Jerry Cartoon Kit», «Calypso Cat». Лично я не могу рассудить, кто из них прав, но мне «Carmen Get It!» понравился.

Что стало с героями?

Что было дальше? Джозеф Фогел после увольнения, ушел на пенсию, тяжело заболел и вскоре умер. Уильям Л. Снайдер и Джин Дейч продолжили в Праге выполнять заказы американских кинокомпаний.

В отличие от MGM, социалистическое происхождение не смущало. Например, Дейч со Снайдером сняли 28 серий телесериала «Popeye the Sailor», 12серий «Nudnik» и 34 серий «Krazy Kat», после 1969 года они сотрудничали с Weston Woods Studios, занимаясь анимационными фильмами по детским книжкам. Rembrandt Films существует и сейчас, но ничего нового не выпускает.

Пародия из "Симпсонов" на "Тома и Джерри" Дейча. Эпизод 22 «Krusty Gets Kancelled» в 4 сезоне.

Дейч так и остался в Праге, проработал с тем же коллективом аниматоров до 2008 года, дважды еще номинировался на «Оскар», дождался падение Железного занавеса и приватизации пражской студии. Но с рассветом эры компьютерной графики ушел на пенсию. Умер он в 2020 году тоже в Праге.

Интереснее всего получилось с «Томом и Джерри». Metro-Goldwyn-Mayer решило, что идея привлекать дешевых аниматоров со стороны себя оправдала и продолжили работу с этой франшизой. В 1963 году началась «эпоха Чака Джонса», про которую я расскажу как-то в другой раз.