На северо-западе Италии, на побережье Лигурийского моря стоит Генуя — административный центр Лигурии, одной из двадцати итальянских областей. Как и многие крупные города Италии, Генуя поражает колоритом и множеством увлекательных деталей. В то же время архитектура и жизнь улиц рисуют и собственное лицо города. Если еще не знакомы, заглянуть в Геную погожим апрельским днем поможет Оксана, ее рассказ далее (орфография и пунктуация сохранены).
Генуя произвела на меня настолько сильное впечатление, что я почти год не могла собрать мысли «в кучку» и написать хоть что-то, чтобы было достойно этого города. Потом опубликовала часть фотографий в альбоме, а с рассказом решила так: пусть будет, так и выйдет, даже если сумбурно и совершенно разнопланово…
Немного об исторических местах, кое-что о великолепии генуэзского барокко и несколько случайных уличных картинок, которые позабавили и очаровали.
Итак, начнем прогулку с самой древней части города, где сохранились остатки средневековой крепостной стены, некогда окружавшей Геную.
Наиболее хорошо сохранились каменные ворота Порта Сопрана или ворота Святого Андрея (Porta Soprana / Porta di Sant’Andrea). С 12 века они служили главным входом для всех, кто приезжал в Геную с востока, но уже в 14 столетии были практически поглощены разраставшимся городом.
Неподалеку от Порта Сопрана на улице Данте находится дом, где, возможно, провел свои юные годы Христофор Колумб — Casa di Cristoforo Colombo. Возможно, потому что у историков разные мнения на этот счет, а вот для современных гидов и туристов данное строение, определенно, является значимой достопримечательностью в Генуе.
Оригинальное средневековое здание было разрушено во время бомбардировки французского флота короля Людовика XIV, обрушившейся на Геную в 1684 году, так что «Дом Колумба» представляет собой реконструкцию 18 века.
В отличие от большинства генуэзских домов в историческом центре, здесь отнюдь не палаццо. Видимо, Колумб родился в довольно бедной семье, которая жила за периметром городской стены.
Непосредственно возле дома Колумба находится фрагмент монастыря Сант-Андреа или Святого Андрея (Chiostro di Sant’Andrea) 12-го века.
...от него осталась только лоджия, окруженная небольшим садом, где, по-видимому, выращивали лекарственные и ароматические травы.
На этом, собственно, ветхая древность заканчивается, поскольку данный район (Понтичелло), вкупе с прилегающими к нему, уничтожили в 1910 году ради затеянной в те годы городской реновации и перепланировки: холм разровняли, снесли монастырь, церковь Сан-Андреа и все старые дома вдоль улицы Виа-дель-Колле. Отсюда начинается новый современный центр города — Генуя начала прошлого века, во всем её блеске и великолепии.
Уже от лоджии монастыря, если поднять глаза, виден купол Дворца фондовой биржи Palazzo della Borsa. Ориентируясь на него, легко пройти к площади Феррари.
Сегодня площадь Феррари (Piazza De Ferrari) — это главная площадь Генуи, соединяющая собой исторический центр и более современную часть города. По периметру площади расположены очень важные здания города, среди которых Дворец делла Борса выделяется своей внушительностью и помпезностью.
Palazzo della Borsa обрамляют с двух сторон здания с криволинейными фасадами и куполами на крышах.
В центре площади Феррари с 1936 установлен самый известный фонтан Генуи, разработанный архитектором Джузеппе Кроза ди Верганьи.
Фасад главного городского театра Карло-Феличе также выходит на пл. Феррари.
Перед театром установлен конный памятник Джузеппе Гарибальди.
Напротив театра находится резиденция Лигурийской администрации, которая занимает Дворец Лигурии (Palazzo della Regione Liguria), ранее известный как дворец Итальянского генерала судоходстве, построенный между 1912 и 1923 годами.
Также на площадь Феррари выходит боковой фасад Герцогского дворца или дворца Дожей (Palazzo Ducale), который является одним из главных исторических зданий и музеев столицы Лигурии.
Чтобы увидеть главный фасад Palazzo Ducale, придётся пройти на соседнюю площадь Джакомо Маттеотти (Piazza Giacomo Matteotti). На фасаде установлены 8 статуй, и здесь кроется кое-что неординарное: обычно ведь в камне увековечивают великих и значимых людей, а Генуя выставила напоказ своих самых выдающихся врагов! Все они были побеждены и пленены на протяжении разных столетий.
Вообще, в Генуе более 100 дворцов, 42 из которых находятся с 2006 года в списках ЮНЕСКО.
Из всех вариантов мы выбрали один из лучших — Палаццо Реале (Королевский), построенный в 1620 году для богатейшего и влиятельного рода Бальби.
Судя по отзывам, прекрасен и сам дворец внутри, и его сад, и расположенный в залах музей искусства. Как только удалось выкроить несколько часов между экскурсиями, мы поспешили ко дворцу и… Двери были открыты, служащие на месте, а пускать никого не пускали — итальянская забастовка во всей красе. Увы.
...мы отправились бродить историческими улочками «бедной» части Генуи, впитывая ритм местной жизни и на каждом шагу находя нечто особенное.
Если центральные улицы, обновленные в начале 20 века довольно широки и представительны…
… то историческая часть, которая находится ближе к порту, совсем иная.
Каруджи — так называются узкие улочки и кварталы в Генуе, окружённые высокими домами. Во многих домах маленькие окна и нет балконов. Задолго до захода солнца здесь уже становится сумеречно
Мы с подругой шли в каруджах наугад, не запоминая маршрута, интересно казалось всё. На углах домов часто встречались эдикулы, даже такие вот необычные: в оригинальной конструкции 18 века вмонтирована картина современного художника Уго Ломбардо.
Церковь Сан-Пьетро-ин-Банчи в своем нынешнем виде была построена по проекту 1572 года, на месте, где столетиями ранее уже стояло религиозное сооружение, разрушенное в конце четырнадцатого века во время междоусобных сражений между гвельфами и гибеллинами.
Внутрь церкви Св. Петра мы не зашли, зато не пропустили открытых дверей церкви Святого Луки, которая находится в другом квартале, метрах в ста от площади Банчи. Внутри достаточно простой внешне церкви мы обнаружили настоящие сокровища шедевры генуэзского барокко.
Ещё один удивительный храм, Chiesa di San Filippo Neri, встретился нам в восточной, более новой части исторического центра Генуи. Удивительный, потому что снова фасад не показался чем-то выдающимся, и снова ошеломляющий эффект ожидал только внутри.
Чтобы увидеть все шедевры Генуи, нужно гораздо больше времени, чем мы располагали, а вот почувствовать город получилось как-то сразу. Во многом благодаря ярким уличным картинкам, никак не связанным с историей или архитектурой.
Например, волшебная симметрия живого инструмента и символического изображения…
Или же тот момент, когда фотографируя одну из многочисленных генуэзских аркад, я случайно поймала в кадр парочку полицейских. Судя по облачению, это местный аналог ОМОНа. Поразило, до чего по-киношному красива была эта парочка — просто готовые актеры для боевика!
Восхитила и другая пара, спешившая куда-то по улице (обогнать и заглянуть в лица не получилось): девушка в строгом пиджаке и парень в цветистой шелковой ветровке, разрисованной розами и сверкающей паетками.
Ещё более экстравагантный мужчина попался на глаза в Старом порте. Этот, с лысиной и дредами, щеголял в парчовых штанах и меховых вьетнамках!
На площади Джакомо Маттеоти и церкви Иисуса был «припаркован» очаровательный автомобиль, расписанный видами Генуи и украшенный цветочными кашпо.
Но однажды я едва не упустила то, что несколько минут буквально тряслось перед глазами: непосредственно впереди меня шла девушка с прозрачным рюкзаком-переноской. «Пассажирка» рюкзака была в полуметре от фотокамеры, но я крутила головой по сторонам и спохватилась, только когда девушка резко свернула, переходя на другую сторону улицы…
Полезные ссылки Туристер.Ру
Текст и фото: Туристер.Ру