Иран и Израиль оказались на грани войны. 1 апреля Израиль с воздуха атаковал консульство Ирана в сирийской столице. В результате данной операции погибли пять офицеров и два генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) — ветераны ирано-иракской войны, работавшие в Сирии военными советниками.
Удар по дипломатической миссии – шаг опасный, дерзкий, необдуманный и грозит непредсказуемыми последствиями. Еврейское государство с каждым днем теряет все больше единомышленников.
Заместитель постоянного представителя КНР при ООН Гэн Шуан в ходе выступления на заседании Совета Безопасности заявил, что нападение на дипмиссию является грубым нарушением Устава ООН и международного права, а также нарушением суверенитета как Сирии, так и Ирана.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Катар обвинили Израиль в попытке «расширить масштабы войны до общерегионального уровня и ввергнуть регион в хаос».
ЕС выпустил пресс-релиз с осуждением нападения: «В этой крайне напряженной региональной ситуации чрезвычайно важно проявлять максимальную сдержанность. Дальнейшая эскалация в регионе не отвечает ничьим интересам».
Даже США поспешили откреститься от удара, подчеркнув, что в администрации президента Джо Байдена не знали о готовящейся атаке по Дамаску.
И только Франция, как всегда отличилась. Постпред Франции при ООН Никола де Ривьер заявил, что «ответственность за эскалацию в регионе несут Иран и его партнеры».
2 апреля Израильская армия нанесла авиаудар по гуманитарной колонне WCK (World Central Kitchen) - организации, обеспечивающей бесплатное питание пострадавшим от конфликтов и стихийных бедствий по всему миру. Погибли семь человек, среди которых трое граждан Великобритании, граждане Польши, Австралии, Палестины, а также член миссии с двойным гражданством США и Канады. Ирония в том, что головной офис этой благотворительной организации расположен в США. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подтвердил, что удар нанесла армия обороны Израиля, добавив, что «такое случается в военное время...».
Необходимо отметить, что маршрут движения колонны WCK был полностью согласован ЦАХАЛ. Из этого можно сделать только один вывод: удар был целенаправленный, и главной целью было не допустить доставки продуктов питания в и медикаментов бедствующим палестинцам. Глава WCK заявила, что «это нападение на гуманитарные организации, оказавшиеся в самых тяжелых ситуациях, когда продовольствие используется в качестве оружия». Тяжело с ней не согласиться.
Для Байдена скандал с расстрелом гуманитарной колонны в год президентских выборов крайне досаден и несвоевременен. Демократы в последнее время и так стали сочувствовать палестинцам, которых погибло уже более 33 тысяч при несоразмерных военных потерях Армии обороны Израиля. То, что начиналось как «праведная месть» переросло в откровенный геноцид.
Это приводит к логическому обострению отношений между Байденом и Нетаньяху, который в свою очередь, отвергает все попытки США свести на нет конфликт с минимальными потерями и отвергает идею создания независимого Палестинского государства.
Стоит отметить, что не все спокойно и в самом еврейском государстве - в минувшие выходные сотни тысяч людей вышли на улицы с требованием отставки премьер-министра, который, в случае прекращения военных действий с большой долей вероятности предстанет перед судом по обвинению в коррупции.
Таким образом Нетаньяху успешно, хотя и не совсем понятно, с какой целью, создает вокруг себя вакуум, а между тем, ситуация достигла точки кипения. Тяжело предсказать, каким образом отреагирует Тегеран на атаку 1 апреля.
Ранее президент Ирана Ибрахим Раиси назвал удар еврейского государства по консульству в Дамаске «трусливым преступлением» и пообещал ответ.
«Сионистский режим из-за своих неоднократных неудач и поражений использует слепой террор. Но он должен знать, что он никогда не достигнет своих злосчастных целей с помощью таких бесчеловечных действий», — сказал президент Ирана.
Конечно, возможно это просто громкая риторика, так как Тегеран вряд ли решится на шаг, за которым последует прямой ответ США или Израиля по иранской территории или даже прямая война между двумя ближневосточными государствами.
С другой стороны, если Иран не ответит на действия Израиля, то он утратит то немногое доверие, которое к нему пока ещё остаётся, поскольку прямому нападению подверглась его территория.