Андрей МУСАЛОВ
Из неопубликованного
ВКБО И ВКПО
08.08.08 года началась и спустя пять дней завершилась война между Российской Федерацией и Грузией. Результатом стало обретение независимости Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. Решительность, хорошая выучка личного состава, массированное применение сил и средств позволили Вооружённым силам России одержать убедительную победу над вполне совремённой и достаточно хорошо оснащённой грузинской армией.
Хотя Пятидневная война и показала полное превосходство российской армии над грузинскими войсками, она выявила ряд проблем, накопившихся в военном ведомстве, а именно - проблемы управления, громоздкую административную систему, устаревшие средства связи, сложности во взаимодействии между различными боевыми элементами.
Немаловажным фактором были и имиджевые потери. Пятидневная война стала первой кампанией, в которой были широко использованы элементы информационной войны, проводившейся с привлечением возможностей интернета. Её принцип — важно не только победить на поле боя, но и правильно преподнести победу мировой аудитории. Если прежде, в эпоху телевидения, такое воздействие можно было контролировать за счёт дозирования информации, то теперь, когда почти у каждого участника событий имелся мобильный телефон с камерой, значение приобретали самые неочевидные детали.
Российская армия к 2008 году прошла переоснащение и уже обладала новейшими видами вооружения, тепловизорами, а также современными средствами индивидуальной защиты, такими как бронежилет 6Б23 и шлем 6Б7-1М. Однако внешне российские военнослужащие по сравнению с грузинскими выглядели пришельцами из прошлого. Одетые во «флору», «горки», маскировочные костюмы, разномастные «разгрузки», с банданами на головах, порой они походили банду разбойников или партизанский отряд.
Противник же, экипированный единообразной униформой в цифровом («диджитал») камуфляже, современного вида касками и снаряжением, модными жёлтыми ботинками, выглядел куда эффектнее. Позже выяснилось, что грузинская форма и снаряжение были крайне низкого качества, винтовки «Бушмастер» не соответствовали военным стандартам, военная техника в основном представляла собой устаревшие образцы, снятые с хранения. Но этого не было видно на изображениях в интернете, по которым ныне принято судить обо всём происходящем в мире. Стало очевидно, что армия России должна измениться как внутренне, так и внешне.
Следует отметить, о необходимости «переодевания» армии в современную форму руководители военного ведомства задумались задолго до Пятидневной войны. Ещё в мае 2007 года глава Минобороны Анатолий Сердюков выступил с инициативой модернизации военной формы. Затем замминистра обороны генерал Владимир Исаков сообщил СМИ о том, что ведомство работает в данном направлении. В числе разработчиков эскизов были названы модельеры Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин, специалисты Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности, Центрального НИИ кожи и обуви, а также Центрального вещевого управления Минобороны России.
Победителем в конкурсе был признан Юдашкин. В течение последующих двух лет велась разработка экспериментального обмундирования. В феврале оно было продемонстрировано Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
Новая форма по конструкции напоминала хорошо известный американский комплект униформы АСU. Единственным внешним отличием были нагрудные и нарукавные карманы — на американском образце они были наклонными, на российском — прямыми. Кроме того, на американской кутке было больше «велкро»-панелей — липучек, на которые крепились патчи с личными данными военнослужащего и информацией о его подразделении.
Новая экипировка получила название ВКБО (всесезонный комплект базового обмундирования). Он был рассчитан на использование с комплектом снаряжения «Ратник», а также разгрузочными системами УМБТС. Комплект получил цифровую камуфляжную расцветку, состоявшую из множества маленьких разноцветных квадратов — пикселей. Поначалу этот камуфляж называли «флора цифровая», но позже переименовали в ЕМР (единая маскирующая расцветка). На солдатском сленге его называли «цифрой» или «цифровухой». Рисунок камуфляжа, цвета, красители были разработаны одной из коммерческих компаний, совместно с Министерством обороны.
Летний комплект состоял из кителя, брюк и кепи в расцветке «ЕМР — лето». Воротник кителя имел два возможных варианта ношения: стойка — при надетом бронежилете или разгрузочной системе, в отложном положении — для повседневного ношения с петлицами. Воротник застёгивался с помощью застёжек-«велкро». При ношении воротника отложенным на них крепились петлицы с эмблемами. Спереди китель застёгивался на молнию с ветрозащитным клапаном. Тот дополнительно фиксировался на четыре застёжки-«велкро». На груди располагались два объёмных кармана с клапанами, застёгивающимися на пуговицы. На клапанах карманов размещались «велкро»-панели для крепления патчей с личными данными военнослужащего и его части. Внутри кителя имелся влагозащитный карман для хранения документов.
Погоны размещались в необычных для отечественной традиции местах: на груди, между карманами и на левом рукаве. На них надевались фальшпогоны - для размещения знаков различия. На рукавах размещались карманы с клапанами, застёгивавшиеся на застёжки-«велкро». В области локтей имелись карманы для размещения дополнительных защитных элементов. Манжеты регулировались с помощью застёжек-«велкро».
Брюки прямого кроя имели на поясе семь шлёвок шириной 50 мм под стандартный армейский ремень. Ширинка застёгивалась на молнию и пуговицу. По талии был вшит шнурок-утяжка. По бокам размещались два прорезных кармана. Ещё два прорезных кармана с клапанами на пуговицах размещались на задней стороне брюк. По бокам брючин были пришиты два больших накладных кармана с клапанами на застёжках-«велкро». В области колен пришивались карманы для размещения дополнительных защитных элементов. По низу брючин были вшиты утягивающие шнурки.
Зимний комплект включал куртку, брюки и шапку-ушанку. Куртка имела капюшон с двумя шнурками-утяжками. На груди размещались «велкро»-панели для крепления патчей с личными данными военнослужащего и его части. Спереди куртка застёгивалась на молнию с ветрозащитным клапаном. Тот клапан дополнительно фиксировался на четыре застёжки-«велкро». По бокам размещались два больших прорезных кармана с застёжкой-молнией. Изнутри карманов подшивалась сетка. Таким образом, в расстёгнутом положении карманы могли использоваться как вентиляционные элементы. Ещё две вентиляционные прорези с застёжками-молниями находились в районе подмышек. Изнутри к куртке пристёгивалась утепляющая подкладка из синтетического материала.
Брюки зимнего комплекта имели тканевые подтяжки, крепившиеся в районе талии. Ширинка застёгивалась на молнию и пуговицу. По бокам размещались два прорезных кармана. Ещё два прорезных кармана с клапанами на пуговицах размещались на задней стороне брюк. По бокам брючин были пришиты два больших накладных кармана с клапанами, с застёжками-«велкро». Изнутри к брюкам пристёгивалась утепляющая подкладка из синтетического материала.
Шапка-ушанка была примечательна тем, что была окрашена в защитный оливковый цвет (предыдущие образцы имели сине-серый оттенок). Изменилась и конструкция головного убора — «уши» стали нахлёстываться один на другой, в области «ушей» появились дополнительные клапаны (подобное решение прежде можно было увидеть на шапках-ушанках Народно-освободительной армии Китая).
Изготавливался ВКБО из смесовой ткани, армированной нитями рипстоп. То есть ткань рвалась только в пределах квадратика, ограниченного армирующей тканью. Такая технология впервые применялась при массовом изготовлении отечественной военной одежды. Материал комплекта должен был состоять на 65 % из хлопка и на 35 % из полиэстера. На деле состав ткани то и дело менялся. Комплекты, выпущенные с разницей в один год, могли сильно отличаться по качеству тканей и красителя.
В 2011 году ВКБО была принята на снабжение Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2011 года № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооружённых Сил Российской Федерации».
Среди военных новинка вызвала диаметрально противоположные оценки. С одной стороны, конструктивно и эстетически это был колоссальный шаг вперёд. По сравнению с привычным «ХБ» «цифра» выглядела очень выигрышно, современно и была гораздо удобнее. Наконец-то с кепки исчезли ненужные «уши», у брюк не было традиционных штрипок, пуговицы в большинстве случаев заменили модные липучки-«велкро», впервые в составе комплектов появились шерстяные свитеры.
С другой стороны, уже через полгода после принятия ВКБО на снабжение на него градом посыпались рекламации. Во время опроса военнослужащих (более 6 тысяч человек), проведённого зимой 2011–2012 года, выяснилось, что с их точки зрения форма имеет массу недостатков. Всех ужасно раздражал погон, расположенный «на пузе», а не на плечах. Ткань быстро истиралась. Красители линяли после первой же стирки. Липучки-«велкро» быстро теряли свои качества. Острые грани пуговиц резали нитки, которыми они пришивались к форме.
Ткань новой формы шуршала при движении, что было совершенно неприемлемо во время боевых действий в темноте. Она плавилась от открытого огня! Цифровой камуфляж из-за неудачно подобранной гаммы был недостаточно эффективен как днём (на определённом расстоянии переставал «размывать» фигуру человека, выдавая её контуры), так и ночью (из-за некачественной пропитки был виден через приборы ночного видения).
Но главным минусом формы было то, что она легко впитывала влагу и с трудом её испаряла. В результате при интенсивных нагрузках в «цифре» солдаты сильно потели. Утепляющие подстёжки совершенно неудовлетворительно сохраняли тепло — после перехода армии на новую военную форму среди солдат начались массовые простуды. Было даже отмечено несколько смертей от переохлаждения и воспаления лёгких!
Скандал из-за простуженных военнослужащих выплеснулся на страницы средств массовой информации. Кутюрье Юдашкин, с которым некоторые ассоциировали новую форму, заявил, что не имеет к ней никакого отношения — Министерство обороны производило её по своим техническим условиям.
После того, как 6 ноября 2012 года Министра обороны Анатолия Сердюкова сменил Сергей Шойгу, было принято решение ввести новую военную форму взамен той, что «от Юдашкина». Шойгу заявил, что костюмы будут отличаться как по количеству предметов (16 вариантов вместо двух), так и по расположению элементов. В том числе это касалось переноса погона со знаками отличия с груди на привычное место — плечи. Позже в Минобороны уточнили, что речь идёт лишь об усовершенствовании уже существовавшей формы.
Новый комплект получил обозначение ВКПО (вместо ВКБО) — всесезонный комплект полевого обмундирования. Главной особенностью этой полевой формы стала многослойность. При необходимости военнослужащий мог надеть на себя до 8 слоёв одежды. Ранее данный принцип применялся только при изготовлении экипировки для подразделений спецназначения.
Всего в ВКПО входило 23 предмета одежды, включая 3 пары обуви для разной погоды. Комбинирование 8 различных слоёв позволяло военнослужащим использовать ВКПО как в межсезонье, так и в зимний период в широком температурном диапазоне от +15 ˚C до -40 ˚С. Сочетание слоёв могло изменяться в зависимости от погодных условий, от климатического пояса, а также интенсивности физических нагрузок, которые испытывают на себе солдаты и офицеры. Для температуры воздуха от +15 ˚С предусмотрен летний полевой костюм.
Согласно требованиям Министерства обороны РФ ткань ВКПО должна была не блестеть, не линять от стирок, быть огнеупорной и скрывать от приборов ночного видения. Эти качества достигались с помощью сочетания различных пропиток. Состав ткани должен был обеспечить приемлемый парообмен. Был пересмотрен подбор для цифровой камуфляжной расцветки — рисунок стал лучше работать на разных дистанциях, скрывая фигуру на фоне растительности. Особое внимание было уделено утеплителю зимнего комплекта — разработчики гарантировали, что он не потеряет своих согревающих качеств даже в сильные морозы.
Время «Ратника»
ВКПО начала поступать в вооруженные силы РФ в конце 2013 года, став частью боевой экипировки военнослужащего «Ратник». Впервые она была представлена на авиасалоне МАКС-2011 как «экипировка солдата будущего». Как заявлял тогда её генеральный конструктор Владимир Лепин, его детище сможет на равных соперничать с аналогичными зарубежными образцами. Также он отмечал, что во время работы над «Ратником» в рамках предварительных испытаний была проведена оценка более 100 отдельных элементов экипировки, включая шлемы, бронежилеты и различные средства защиты. Лучшие по своим тактико-техническим характеристикам 40 образцов были допущены к государственным испытаниям.
Опытно-войсковая эксплуатация «Ратника» проводилась на учениях «Кавказ-2012», а также на базе 27-й отдельной мотострелковой бригады. По словам разработчиков, комплект оставил благоприятные впечатления у военнослужащих.
Официально «Ратник» является частью общего проекта повышения боевой эффективности и выживаемости на поле боя отдельно взятого солдата за счёт использования новейших научных достижений в области бронематериалов, навигации, систем ночного видения, отслеживания психофизиологического состояния военнослужащего. Экипировка представляет собой комплекс современных средств защиты, связи, средств наблюдения и прицеливания, оружия и боеприпасов. Комплект отличается модульной компоновкой и приспособлен для действий в самых разных климатических условиях и любое время суток. В состав «Ратника» включено порядка 10 подсистем.
Изначально «Ратник» разрабатывался на основе базовых комплектов индивидуальной экипировки — проекта «Бармица-2».
В 2004 году в рамках данного проекта на снабжение был принят БЗК (боевой защитный комплект) «Пермячка-О» под обозначениями 6Б21, 6Б22. В его состав вошли:
— куртка и брюки или защитный комбинезон;
— бронежилет;
— защитный шлем;
— защитная маска;
— защитные очки;
— жилет транспортный универсальный 6Ш92;
— вентилируемое бельё;
— защитные ботинки;
— рейдовый рюкзак 6Ш106.
Данный комплект был предназначен для защиты от поражения военнослужащих стрелковым оружием, круговой защиты от осколков снарядов, гранат, мин, локальных заброневых контузий и баротравм, атмосферного воздействия, тепловых факторов, механических повреждений. Кроме того, «Пермячка-О» обеспечивал маскировку, размещение и транспортировку боеприпасов, вооружения, а также других элементов, необходимых для ведения боевых действий. В состав комплекта дополнительно могли включаться летний и зимний маскировочные костюмы.
В дальнейшем произошло усложнение боевой экипировки исходя из опыта, полученного российской армией в ходе войн в Афганистане, Чечне и Южной Осетии. Она получила ряд новых элементов, разделённых на 5 основных систем:
— средства поражения;
— средства защиты;
— средства разведки и управления;
— средства жизнеобеспечения;
— средства энергообеспечения.
В ходе создания «Ратника» был разработан 21 элемент экипировки, ещё 17 элементов — модернизированы. Были решены задачи по повышению эффективности выполнения военнослужащими боевых задач в полтора раза по сравнению с экипировкой предыдущего поколения. В результате удалось создать комплекс, который был способен защитить до 90 % тела бойца. Бронежилеты «Ратника» стали на 70 % эффективней предшественников.
«Ратник» отличается дифференцированной и комбинированной защитой военнослужащего. Все элементы комплекта стало можно комбинировать, как в конструкторе, под различные задачи. Все жизненно важные органы солдата прикрыты либо металлокерамикой, либо специальной бронёй, либо защитными тканями типа кевлара — в зависимости от поставленных задач. В новой экипировке широко применяется синтетическая защита.
В комплекс входит несколько видов бронежилетов с различными характеристиками. Например, для ВМФ был создан вариант плавающего бронежилета. Но основным является единый общевойсковой бронежилет 6Б43. Он имеет несколько вариантов комплектации: от лёгкой до тяжёлой, штурмовой — со вставными пластинами.
Бронежилет дополняет боевой защитный нагрудник 6Б46. Это разгрузочная система с возможностью использования элементов бронезащиты. Конструктивно нагрудник состоит из передней и задней панелей. При необходимости заднюю панель можно заменить на рюкзак. На секциях имеются стропы с застежкой типа фастекс, позволяющие отрегулировать жилет по размеру или быстро его сбросить.
При необходимости обеспечить «круговую» защиту в обе панели можно вставить бронепластины. Вместе с бронежилетом они способны обеспечить класс защиты 5А — от выстрела из винтовки СВД или автомата АКМ. При необходимости нагрудник можно оснастить подсумками системы PALS или MOLLE. Однако основной для него является система УМТБС, в состав которой входят:
— три подсумка под гранаты Ф1;
— один универсальный подсумок;
— два подсумка для магазинов АК с РОП (или штык-ножа);
— один подсумок под магазины АК;
— подсумки под ВОГ (левый и правый).
В комплекс вошла линейка шлемов самых разных конфигураций, которые также меняются в зависимости от стоящих задач. Появились шлемы для мотострелков, десантников, сапёров и так далее. Шлемы могут изготавливаться из разнообразных материалов: стали, композитов, титана. Самым распространённым из них стал единый общевойсковой 6Б47-«Ратник». Шлем изготовлен из тканевых материалов на основе микрофиламентных арамидных нитей, поэтому его масса составляет всего 1,056 кг, при этом он сохранил все защитные характеристики шлема-предшественника 6Б7-1М.
6Б47-«Ратник» прошёл испытания в Женеве, в баллистической лаборатории Европейского технического центра фирмы DuPont (известной также разработкой и производством арамидных волокон). Швейцарские специалисты опытным путём установили, что противоосколочная защита «Ратника», достигает 684 м/с. Это на 14 м/с выше, чем у американского шлема Sentry, который почти в полтора раза тяжелее российского.
В «Ратнике» было реализовано такое новшество, как мгновенный сброс всей экипировки. Это необходимо при ранении или падении солдата в воду.
Помимо всего прочего, в состав комплекса «Ратник» изначально планировалось включить множество электронных систем: планшеты с картами местности и спутниковым позиционированием, приёмопередающие устройства для каждого бойца, приборы ночного видения. Всё это должно было быть объединено в общую боевую сетецентрическую систему. Какие-то из этих идей удалось реализовать, другие отпали в результате войсковых испытаний.
В окончательном варианте в состав «Ратника» вошли следующие элементы:
— комплекс разведки, управления и связи «Стрелец»;
— защитный комплект «Пермячка»;
— полевая форма одежды;
— система жизнеобеспечения;
— система наблюдения;
— система вооружения;
— элементы защиты от оружия массового поражения;
— элементы защиты от нелетального оружия (звуковое, слезоточивый газ, термическое и др.);
— фильтры для очистки воды;
— автономные источники тепла;
— наборы средств энергообеспечения;
— система медицинского контроля;
— аптечка.
Полный вес комплекта составляет около 22 кгв расширенной комплектации (со штурмовым вариантом бронежилета 6Б43, без боезапаса и оружия). В базовом варианте вес равняется 17 кг (без боезапаса и оружия, с бронежилетом в базовом варианте).
Впервые комплект «Ратник» широкая публика увидела в 2014 году, когда Вооружённые силы России способствовали проведению референдума о возвращении полуострова Крым в состав Российской Федерации. Однако подлинный экзамен в боевой обстановке новая экипировка прошла в тысячах километрах от российских границ — в Сирийской Арабской Республике.