Найти тему

«Вся жизнь — театр»

Уже более 15 лет наш Университет славится своим студенческим театром. Знаменитые пьесы «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, «Дядя Ваня» Антона Павловича Чехова или «Мышеловка» Агаты Кристи в прочтении театра «ПРОСВЕЩЕНИЕ» — это всегда открытие, яркая игра актёров и неизменные аплодисменты! Как студенческому театру удаётся держать высокую планку, рассказал его художественный руководитель Александр Дмитриевич Хохлов.

— У Вас много направлений деятельности: Вы преподаёте вокал на Регентском факультете Московской духовной академии, руководите театром «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Что Вас вдохновляет, даёт силы?

— Моё направление деятельности одно — театральное. В моей биографии, кроме Театрального училища имени Щепкина, был и Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Знания из одной дисциплины, театральной, плавно перетекают в вокальную, и наоборот. Не удержусь: за годы существования нашего студенческого театра у меня и моей самой верной соратницы во всех трудах — Михаэлы Ионовны Берча, сложилась довольно стройная система воспитания артистов-непрофессионалов, студентов непрофильных вузов.

Регентский факультет Московской духовной академии, где мне выпала честь преподавать и по сей день, Свято-Троицкая Сергиева лавра — это особая, прекрасная страница в жизни и моей биографии. Это потрясающее место духовной мощи и величия веры! Вряд ли стоит продолжать, что источников для вдохновения более чем достаточно!

— Как в Вашей жизни возник театр вообще и, в частности, Студенческий театр «ПРОСВЕЩЕНИЕ»?

— Студенческий театр «ПРОСВЕЩЕНИЕ» в 2008 году возник, благодаря Елене Петровне Зашихиной, ответственному руководителю в Министерстве образования Московской области. Именно она предложила мне организовать в Университете театр или «студию». В то время я занимался возрождением «частной оперной антрепризы в России», но… Мельпомена восторжествовала над Эвтерпой! Правда, ненадолго: вскоре они объединились! Тем более что в семье уже вовсю расцветала Терпсихора!

— Как и по каким критериям Вы собирали труппу? Есть ли среди ваших воспитанников те, кто стали дальше развиваться в этом направлении и реализовали себя как актёры?

— С самого начала мы решили создавать именно Театр, а не студию или, тем более, «театральный кружок». Мы постарались подключить к организации нашего «дела» все свои знания, приобретённые, не побоюсь сказать, в лучших театрах мира: мой исполнительский опыт Большого театра и нашу с Михаэлой Ионовной службу в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Как видите, и здесь не обошлось без музыки! В дальнейшем это очень помогало в постановках пьес А.П. Чехова с его невероятно музыкальным строем письма!

-2

Состав нашего театра был и остаётся самым разнообразным. Это и историки, и географы, и филологи, и воспитатели. Все они педагоги! И это помогает им при освоении актёрской техники, используя те навыки, которые студенты приобретали в университетских аудиториях! В дальнейшем, когда слух о нашем театре пошёл по Москве, к нам стали приходить молодые люди из других вузов. Это не могло не радовать, тем более что они погружались не только в нашу театральную «школу», но и напитывались нашими этическими и эстетическими установками и несли их в мир!

-3

А вот «сурового отбора» не было, хотя, конечно, мы сначала и конкурсы устраивали, и студия у нас существует: у нас было уже 10 или 11 наборов! И правила в студии довольно суровые: в труппу попадаешь только, когда или на гастроли съездишь, или в спектаклях ответственные роли сыграешь!

Конечно, наш театр студенческий, но всё же! Кто-то продолжает учёбу по профилю, кто-то свои театральные коллективы создаёт, или в творческих мастерских развивается. Но, то в одном, то в другом посте о наших успехах появляются их «сердечки»! Приятно!

— Есть ли современные российские (советские) режиссёры, на которых Вы ориентируетесь, кто является для Вас образцом, нравственным ориентиром?

— Мне довелось видеть работы выдающихся мастеров разных театров: и МХАТа, и Малого театра, и вахтанговцев. Всё это, в той или иной мере, естественно, переплавляется в сознании, рождая своеобразие и собственное представление о том, что именно должно быть в моём театре! Мне представляется, что это так и должно быть, если вы серьёзно относитесь к вашему делу, а театр — очень серьёзное занятие, можете мне поверить! И скажу ещё: до сих пор мне не приходилось слышать, что мы «на кого-то похожи»!

— Сколько спектаклей поставил театр Университета с 2008 по 2024 годы? Какими спектаклями Вы больше всего гордитесь?

— На сегодняшний день мной с Михаэлой Ионовной поставлен 31 спектакль и готовятся ещё 2, которые мы должны выпустить до конца сезона.

Наш репертуар за эти годы, без преувеличения, очень разнообразен и выверен. Его основа состоит в развитии и продолжении, как русской реалистической актёрской школы, так и режиссёрской, то же — и в сценографии.

Что бы мы ни ставили: гоголевского «Ревизора» или михалковскую сказку «Смех и слёзы», «Зойкину квартиру» М.А. Булгакова или «Над светлой водой» В.И. Белова, «Анну Каренину» Л.Н. Толстого или «Иванова» А.П. Чехова и многие другие наши работы — все они одухотворены единым торжеством реализма.

Гордость не очень хорошее качество, но могу сказать, что за все прошедшие годы на всех (!) спектаклях зрители не отпускали артистов без продолжительных аплодисментов и очень внимательно слушали ставшее традиционным завершающее «тёплое слово» художественного руководителя.

-4

— Как семья помогает Вам и поддерживает? Насколько сложно, когда все в семье творческие люди — эмоциональные, со своими характерами, со своим видением? Как удаётся находить взаимопонимание?

— В самом вопросе, к счастью, кроется ответ! Моя дочь, Дарья, как раз и стала представительницей Терпсихоры: со студенческой скамьи она вначале руководила церковными приходскими хорами в ведущих православных храмах Москвы, а теперь руководит и хоровым коллективом Университета, дав ему, по-моему, отличное имя: «Знак». Это стало органичным развитием заложенных в ней, не побоюсь сказать, весьма значительных способностей! И надо добавить, что на протяжении всех лет существования нашего театра Дарья ведёт его интернет-летопись, постоянно помогает в музыкальном и представительском оформлении всех наших спектаклей. Некоторые наши поклонники приходят на спектакли, чтобы порадовать себя необыкновенно тонко подобранными музыкальными номерами. Нельзя не сказать, что в театре уже давно идёт пьеса-сказка Дарьи Берча «Одна голова — лучше!». И неизменно с успехом!

-5

Конечно, без главного человека, организующего и настраивающего нашу внутреннюю жизнь, а, кроме того, постановочно-сценографическую часть театра, без Михаэлы Ионовны вообразить и представить наш театр невозможно! К ней — особенное отношение и в семье, и во всей труппе театра!

Так счастливо сошлось, что мы привержены одной, единой школе русского реализма, как в музыке, так и в драме. Это, без сомнения, помогает решать возникающие проблемы личных творческих пристрастий без ущерба для основного направления в деятельности.

-6

— Над каким спектаклем Вы работаете сейчас? Когда и где можно будет увидеть выступление театра «ПРОСВЕЩЕНИЕ»?

Собственно, это уже не секрет, что сейчас идут репетиции «Идиота» Ф.М. Достоевского в моей сценической редакции. Это вторая серьёзная редакторская работа с великими текстами. Первой была «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. К 225-летию А.С. Пушкина предполагаем порадовать себя и зрителей «Моцартом и Сальери».

Я бы сказал, что наши артисты — подлинные герои сегодняшних дней любительской театральной сцены! Мало того, что они старательно учатся, но во время выездов на спектакли ещё и выполняют все постановочные функции: от установки декораций до приведения в сценическое состояние костюмов. А их количество, как, например, в «Анне Карениной», иногда приближается к сотне!

Обо всех наших спектаклях можно узнать в группе театра ВКонтакте.

— Что Вы в первую очередь требуете от актёров как режиссёр?

— Веры в предлагаемые обстоятельства! Без этого не бывает актёра и не бывает театра! Если мы не живём тем, что происходит на сцене, то как нам поверят зрители? Поэтому, когда нам говорят в своих комментариях, что мои актёры не играют, а живут, это означает, что мы достигли некоторых успехов.

-7

— Можно ли с помощью упорного труда научиться актёрскому мастерству?

— В нашем театре все способные, каждый по-своему! Мы довольно успешно развиваем их до такого уровня, при котором наши актёры через весьма непродолжительное время заставляют замирать зрительные залы. Конечно, уровень расположенности к театральному ремеслу у каждого разный! И вот тут-то очень будет уместно упорство, настойчивость и большая любовь: к театру!

— Что бы Вы хотели пожелать студентам, преподавателям, сотрудникам нашего Университета и читателям?

— Я бы пожелал, прежде всего, крепкого здоровья, без которого всё остальное в полной мере состояться не может. А, во-вторых, большой любви. К театру!

-8

Желаем руководителю Студенческого театра «ПРОСВЕЩЕНИЕ» и его коллективу творческого долголетия и новых ярких образов. С нетерпением будем ждать выступлений наших талантливых актёров!