Шапсуги, уехавшие на другой берег моря оставили здесь, в Сочи гораздо больше, чем мы думаем. Они навсегда позволили поселиться здесь гордому духу вольнодумия и созвучия человека с природой. Нам надо очень пристально вглядываться и вдумываться в то, как вели себя национальные герои в эпосе «Нарты». Это можно принять, как рецепт спасения от деградации любой нациивообще?... Что именно на этой земле позволит взойти могучим стволам национального достоинства? Сейчас это возможный путь избежать неопределенности. Очертание опор, основ, в том числе и будущих. А вот это самое, дававшее в любые времена нации, народу, не потерять своей веры в будущее, проявляется в деталях, заботливо хранимых этнографических объектах, которые так полюбили туристы. Мы теперь часто обращаемся за помощью к прошлому, а у адыгов – оно всегда живое и рядом. Именно в народе есть нравственные силы и есть основа для того, чтобы противостоять бессмысленному разрушению всего, что помогает ему жить. У местных, давным-давно сумевших возвратиться в родные края после вынужденной эмиграции, в Лазаревский район города Сочи расспросив о прошлом предков -услышишь немало семейных преданий. Не так часто можно услышать легенду о Мегу, который победил змея-людоеда. Старики ее расскажут Причем налицо свидетельство подлинности существования героев этой легенды. В музее «Шапсугское подворье», этнографическом музее Ачмизовых в Ахинтаме в экспозиции находится сабля. Это личное оружие Мегу-знаменитого героя шапсугов. Настоящая сабля. Мегу жил и в 18-м, и в 19-м веке. Самый известный его подвиг –победа над огромной змеей-людоедом. Мегу, отправляясь на битву знал, что погибнет. И знал за что. Он велел передать всем, чтобы хорошо запомнили: « Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, потому что дела их были злы». У змея из сказок многих народов, три головы. Шапсуги их называют «алчность, гордыня и невежество». Против страшного чудовища у каждого народа есть верное оружие. Верят, что народ спасется и спасет других. Есть духовное оружие. Сохраняя память, отстаивать национальную культуру всех, живущих бок о бок на Кавказе. Как бесценен мир, как нелегко он всегда давался - подтверждает тысячелетняя история Сочи. Всякий раз на переломах истории чудились проделки змея, которому были безразличны жизни людей, а важен только их собственный «адский» прикуп. В легендах адыги драконов еще называли «бляго». Бляго выползает из мира Смерти под свет Солнца, к людям, и норовит утащить с собой как можно больше народу.Подобно прочим чудовищам, он людоед, предпочитающий нежное мясо молодых девушек. Средневековые адыги считали Бляго ответственным за лунные и солнечные затмения, за проливные дожди - вода изливается из пасти Бляго - за обильные туманы, за сильнейшие ветры, от которых герои слетают со своих коней, за зимнюю вьюгу... В общем, практически за все без исключения природные напасти. Бляго ещё туда-сюда, не самый страшный. Есть ещё одно чудище-дракон, Емынэ, или Емынэж. Этот полный отморозок как и Бляго, зарится проглотить солнце; обладает необыкновенной физической силой, но глуп. Еминеж летает, вызывает явления, аналогичные грому и молнии. Живёт в крепости за семью горными цепями и семью морями, где солнце заходит за край неба. К предыдущему Новому году Дракона, 12 лет назад, народный художник Адыгеи, Ася Еутых подготовила подарок для всех горожан и гостей города, изготовив изделия с изображением символа наступающего года – подвески в виде дракончиков. Медальоны и подвески вылиты по древней рецептуре. Сплав включает в себя медь, серебро, олово. Из него делали древние украшения и другие предметы, которые сейчас ученые находят в курганах.
Автор предлагает два варианта подвесок, в одном из которых дракон с ритоном (сосуд для вина в виде рога) заключен в рамку, а в другом — дракончик держит уникальный сосуд.Как отмечает Ася Еутых, она изобразила особенных драконов, воплощенных в образах- жреца с символами власти и изобилия посохом, колокольчиком, ритоном и акинаком ( ритуальный меч) на поясе.Многолики и многогранны драконы, как отразил это художник.И были они разными – от злых и кровожадных до милых и ручных, охранявших жилища людей и возившихся с человеческими детенышами Это предание было очень популярно в народе, о чем, по мнению этнографа Светланы Тлехас, свидетельствует факт, что до сих пор одной из самых уважаемых фамилий в Адыгее является фамилия Блягоз, что означает Сын Дракона.
ГОД ДРАКОНА. ОН ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧАЛСЯ…
29 марта 202429 мар 2024
429
3 мин