Найти тему

МНЕ СЕГОДНЯ ПОЗВОНИЛИ: «БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКА. ВАШИ ДЕНЬГИ СНЯТЬ ПЫТАЛИСЬ, МИЛАЯ ГРАЖДАНКА!»

«Осторожно: телефонные мошенники!». О том, как они действуют и каким образом их распознать, слышал каждый, это предупреждение уже многим «набило оскомину». Тем не менее на удочку телефонных аферистов ежедневно попадаются новые жертвы. Только за одну неделю (в период с 18 по 24 марта 2024 г.) от действий дистанционных мошенников пострадали 85 крымчан, сообщает пресс-служба МВД Крыма.

Чаще всего на уловки телефонных аферистов попадаются пожилые люди, которые в своих поступках больше руководствуются эмоциями. Не случайно старейший мошеннический трюк с «оказавшимся в беде родственником», нацеленный прежде всего на пенсионеров, построен именно на эмоциях. Потенциальной жертве звонит «полицейский» и говорит, что ваш сын (дочь, внук или внучка) стал виновником ДТП, попался с наркотиками или совершил какое-либо другое серьёзное правонарушение. Затем начинает стращать, рассказывая, какое наказание за это грозит. Как следует запугав «жертву» и добившись желаемого психологического эффекта, мошенник намекает, что «можно договориться»: за n-ую сумму родственник избежит положенного наказания. Детали передачи денег уточняются. Как правило, пожилые люди, поверив незнакомцу, спешат перевести средства, чтобы спасти родного человека. Лишь единицы сомневаются и сначала звонят близким, чтобы уточнить, действительно ли с ними случилась неприятность.

Один пример. Не так давно в полицию Красногвардейского района обратилась 73-летняя местная жительница. Она рассказала, что на её домашний телефон поступил звонок от дочери, как ей тогда казалось. Девушка взволнованным голосом сообщила, что по её вине случилось ДТП, в котором пострадала и она, и люди. Срочно нужны деньги на лекарства как для неё, так и на лечение пострадавших. «Дочь» попросила мать передать все имеющиеся сбережения курьеру, который к ней подъедет. В итоге курьеру-мошеннику потерпевшая передала 160 тысяч рублей. Обман вскрылся после того, как с женщиной связалась дочь.

Сотрудники Управления уголовного розыска МВД по Республике Крым во взаимодействии с коллегами из ОМВД России по Красногвардейскому району в кратчайшие сроки при проведении оперативно-розыскных мероприятий установили личность и местонахождение подозреваемого. Им оказался 50-летний житель Ялты. После задержания он сознался в содеянном. Рассказал, что в поисках заработка обратил внимание на объявление в социальной сети о вакансии курьера по доставке наличных денежных средств, которые нужно было забирать по указанным адресам и потом переводить на банковские карты. За эти услуги обещали платить от 5 тысяч рублей и выше. В ходе разбирательства сотрудники полиции установили, что у задержанного было несколько курьерских поездок по разным районам Крыма. Так, жительницы Армянска и Кировского района, 88-ми и 86-ти лет, передали ему в общей сумме 350 тысяч рублей.

Следователями ОМВД России по г. Армянску, Красногвардейскому и Кировскому районам по данным фактам возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2, 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). На данный момент в отношении задержанного избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

«НА ВАС ПЫТАЮТСЯ ВЗЯТЬ КРЕДИТ»

Пожилые люди, хоть и любимые жертвы телефонных мошенников, но далеко не единственные. Различных схем обмана у них хватает на всех. Одна из самых популярных — «звонок из банка». Часто аферисты звонят через мессенджеры, чтобы вместо номера определялся аккаунт, на аватаре которого — государственный символ и название организации. Иногда мошенники звонят с аккаунта, подписанного «МВД России». По телефону говорят, что кто-то пытается получить на вас кредит. Чтобы не платить по чужим долгам, эти кредитные деньги нужно срочно забрать в отделении банка для передачи посреднику или перевести на «безопасный счёт».

-2

Ещё один вид популярного развода: человека убеждают в том, что на его мобильный телефон или на банковскую карту ошибочно перевели крупную сумму. В подтверждение этих слов приходит сообщение о зачислении средств. Мошенники делают ставку на то, что «жертва» будет испытывать чувство неловкости и поспешит вернуть деньги. А подвох в том, что «ошибочный» перевод был небольшим, например, 15 рублей, но его легко принять за 1500, либо его не было вовсе. А сообщение с замаскированного телефонного номера послали сами аферисты.

В последнее время часто звонят «операторы» сотовой связи и говорят, что у вас закончился срок действия сим-карты: нужно продлить договор, и рассказывают, что для этого следует сделать. В эту ловушку попалась жительница Феодосии. Она обратилась с заявлением в полицию и сообщила, что в мессенджере «Ватсап» ей поступил звонок. Неизвестный представился сотрудником сотовой компании. Под предлогом продления срока пользования сим-картой злоумышленник завладел денежными средствами заявительницы.

Месяц назад мне тоже позвонил лжеоператор сотовой связи с неизвестного номера.

Обычно я на такие звонки не отвечаю. Но в тот день было много звонков по работе, и я машинально нажала на «ответ». Человек, звонивший от имени МТС, стал рассказывать, что я 10 лет пользуюсь услугами этого мобильного оператора и уже закончилось действие договора. Спросил, хочу ли я дальше пользоваться услугами МТС. Я ответила положительно. То, что мне говорили дальше, слушала не очень внимательно, так как в кабинет зашёл коллега, и надо было срочно решить один вопрос. Попыталась корректно завершить разговор с «оператором» сотовой связи (на тот момент подвоха не заподозрила). Мне же продолжали внушать, что мой договор с оператором заканчивается сегодня, и перезаключить его необходимо в течение часа. Сделать это можно онлайн — быстро и удобно. Я ответила, что мне сейчас некогда, перезвоните позже. На это представитель МТС сказал: «Вам тогда придётся идти в офис и там всё оформлять», добавив, что при этом потеряю какие-то привилегии. Я сказала: «Ок, решу всё в офисе». Человек пытался ещё что-то говорить, но я положила трубку. Потом, уже в спокойной обстановке, когда стала размышлять, поняла, что меня пытались развести: мой договор с МТС — бессрочный! Возможно, мошенникам и удалось бы это в тот суматошный день, потому что не было времени думать и хотелось, чтобы назойливый оператор сотовой связи побыстрее оставил меня в покое. Кстати, нахрапистость мошенников, когда они не дают возможности перехватить инициативу, и является залогом их успеха.

Эффект неожиданности и некоторого страха перед представителями силовых структур используют телефонные аферисты в схеме «звонок из ФСБ». Сначала в мессенджере приходит СМС от твоего начальника, который пишет: «Тобой заинтересовались в ФСБ. Сейчас тебе перезвонит их представитель, отвечай на все вопросы правдиво». Или: «Тебе позвонят из ФСБ и назначат встречу». Человек начинает нервничать, переживать, что же он такое сделал, что им заинтересовались «силовики»? В итоге для многих такая беседа приводит к потере сбережений. К слову, двое моих знакомых чуть было не стали жертвами подобных мошенников, но вовремя опомнились. В чувство обоих привело то, что они обратили-таки внимание на то, что начальник обращался к ним по имени-отчеству, а в жизни — исключительно по имени.

-3

Также многие попадаются на уловки мошенников, переходя по ссылкам от неизвестного источника и устанавливая вредоносные приложения. Так, по данным пресс-службы МВД Крыма, житель Красногвардейского района обратился в полицию, рассказав, что на сайте объявлений разместил информацию о продаже двигателя для лодки. С ним связался «покупатель», попросил перейти по ссылке и ввести реквизиты его банковской карты, чтобы он смог отправить ему деньги за товар. После ввода данных со счёта заявителя списались денежные средства. А жительнице Симферополя лжесотрудник службы безопасности банка, позвонивший в мессенджере «Телеграм», под предлогом несанкционированного списания денежных средств с банковского счёта третьими лицами порекомендовал установить вредоносное приложение. В результате — снятие суммы с банковского счёта женщины.

Кстати, полицейские напоминают, что служба безопасности банков никогда не звонит клиентам сама — общение с владельцами банковских карт попросту не входит в перечень их полномочий. Поэтому все оперативные вопросы, связанные с движением денег и соблюдением норм безопасности, нужно решать только при личном визите в отделение банка.

МЫ ТОЖЕ НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ

Действительно, телефонные мошенники — хорошие психологи, и у них на вооружении множество техник одурачивания. Но наши люди тоже могут преподнести им «сюрприз». Многие, понимая, что на том конце провода аферист, задают один вопрос: «Крым чей?». На этом разговор заканчивается.

Некоторые не отказывают себе в удовольствии потроллить телефонных мошенников. Например, на звонок «из Сбера», лжесотрудник может услышать историю жизни «бедной Лизы», которая долго будет рассказывать, как её обманул горе-любовник, как её не любят соседи и так далее в том же духе. После 10 минут общения под занавес объявит: «Я такая бедная, несчастная, практически нищая: ни квартиры, ни машины. Живу в долг, кредиты не дают. Но главное, я не являюсь клиентом Сбера!».

Как-то моей приятельнице позвонил «полицейский» с информацией о попавшем в неприятность близком родственнике. Так она, якобы сильно разволновавшись, стала заикаться. За минуту разговора назаикала не более 10 слов. В итоге «полицейский» не выдержал и, нецензурно выражаясь, бросил трубку. Подруга, рассказывая эту историю, долго смеялась: «Главное, больше креатива в беседе с жуликами!».

Я предпочитаю не тратить ни время, ни эмоции на общение с жульём, просто не отвечаю на неопознанный звонок и сразу блокирую. Считаю, кому надо связаться со мной, найдут способ это сделать. Если вы всё же берёте трубку, никаких важных вопросов по телефону не решайте, идите в офис банка, МТС и т. д.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА

Эксперты в области кибербезопасности констатируют: злоумышленники постоянно меняют тактику, и абсолютной защиты от них не существует. Тем не менее, следуя рекомендациям, можно во многом себя обезопасить.

Общая рекомендация очень проста: «Услышали по телефону такие слова: «на вас кто-то прямо сейчас оформляет кредит»; «вам надо опередить мошенников и спрятать свои средства на безопасном счету»; «вам звонит следователь (дознаватель, судебный пристав, оперативник ФСБ»; «на вас заведено уголовное дело...» — смело нажимайте на телефоне опцию «отбой»!

Полицейские рекомендуют не сообщать никому свои персональные данные, особенно пароли от личного кабинета, номера и ПИН-коды банковских карт. Нежелательно хранить такую информацию на компьютере или в смартфоне, а тем более на бумажке в кошельке. Нельзя переходить по сомнительным ссылкам, особенно присланным в СМС с неизвестного номера. Необходимо ввести в своих аккаунтах в Интернете двухфакторную аутентификацию, если таковой ещё нет: доступа просто по паролю недостаточно, чтобы обезопасить свои данные.

Если же вы всё-таки стали жертвой мошенников, немедленно сообщите об этом в полицию по единому номеру 102 или обратитесь с письменным заявлением в любое ближайшее отделение полиции.

Кстати, крымская полиция запустила пилотный проект по предупреждению граждан о наиболее распространённых схемах дистанционных мошенничеств: у банкоматов в нескольких торговых центрах Симферополя установлен макет сотрудника полиции в полный рост с информационной табличкой. Работа в данном направлении продолжается.

Елена ШАСТУН.

Важно знать: мошенники, действуя по схеме «Ваш родственник попал в ДТП», своим жертвам в г. Армянске, Красногвардейском и Кировском районах звонили с номеров: +7950-645-30-68, +7950-631-12-08, +7950-190-15-15, +7950633-65-79, +7953049-70-54, +7950-207-86-48.

По данным пресс-службы МВД по РК, за минувший год жертвами дистанционных мошенников стали 3475 крымчан. В текущем году в полицию уже обратились более 740 жителей республики.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК