Найти тему
Гарвекс Медиа

Кому на Руси жить хорошо, или современная быль о российских нефтяниках

Оглавление
По мнению аналитиков, атаки беспилотников на российские нефтеперерабатывающие заводы привели к повышению цен на нефть на мировом рынке. Она достигла почти 87$ за баррель. И это при декабрьских прогнозах, что стоимость будет держаться в диапазоне 70-90$. Как вообще дела у нефтеперерабатывающей отрасли России? Посмотрели актуальные сводки.

Демпфер в помощь

Демпферный механизм в нефтяной отрасли создавался с целью регулирования цен на российское топливо внутри страны. Работает он так: если экспортная цена выше стоимости бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, то государство компенсирует нефтяным компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены. А если внутренняя стоимость топлива выше экспортной, то нефтяные компании делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж.

По данным Минфина, нефтяники в феврале получили 127,9 млрд рублей по топливному демпферу. Соответствующие выплаты в 2023 году составили 1,589 триллиона рублей против 2,171 триллиона рублей в 2022 году.

НПЗ. Фото из интернета
НПЗ. Фото из интернета

В ведомстве прошлым летом посчитали, что на фоне топливного кризиса-2023 демпфер идёт в маржу нефтепереработчикам. Его попытались скорректировать с 1 сентября. Согласно закону, выплаты нефтяным компаниям из государственной казны сокращались вдвое — в формулу расчёта был введён понижающий коэффициент 0,5. Но спустя месяц на фоне взлетевших биржевых цен правительство решило восстановить топливный демпфер в прежнем объёме, изменив коэффициент 0,5 на 1,0.

«Король умер, да здравствует король!» Именно так можно описать решение правительства. Запреты, угрозы и ограничения не помогли, поэтому властям пришлось выполнить фактические требования нефтяников. Это, кстати, и позволило в итоге нормализовать ситуацию на топливном рынке.

Запрет на экспорт топлива

1 марта вступил в действие запрет на экспорт бензина. Обусловлена мера тем, что на внутреннем рынке скоро наступит сезон повышенного спроса на топливо, который связан с периодом весенних полевых работ, плановыми ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах, а также летними отпусками. То есть правительство, как бы, решило сработать на опережение для того, чтобы в этот горячий период нивелировать ажиотаж на нефтепродукты. Запрет, впрочем, не касается поставок в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию.

Фото из интернета
Фото из интернета

Эксперты в основном положительно оценили потенциальный эффект от запрета экспорта бензина. Они сошлись во мнении, что признаков кризиса на топливном рынке России нет, но превентивные меры они всё равно считают позитивными и направленными на то, чтобы поддержать баланс спроса и предложения.

Максим Дьяченко, главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг»: «Правительство, очевидно, учло критику прошлого года, поэтому решило предпринять упреждающие шаги. Охладить эмоциональный пыл, который приводит к тому, что биржевые котировки бензина продолжают свой рост уже несколько недель подряд, нужно».

Евгений Миронюк, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» считает: «Если удастся стабилизировать оптовые цены на этом уровне, то с определённым лагом цены в рознице также пойдут вниз и перестанут расти».

А Никита Блохин, старший аналитик Альфа-банка уверен, что: «Ограничение экспорта бензина приведёт к формированию профицита моторного топлива в стране, что окажет сдерживающий эффект на биржевые цены».

Продлится топливное эмбарго полгода. Тогда и можно будет делать выводы о его эффективности/провала.

Санкции и экспорт

Уровень добычи нефти в России в 2023 году оказался примерно на 1,5% меньше, чем в 2022, потому что с 1 марта прошлого года Россия намеренно снизила добычу на 500 тысяч баррелей в сутки в ответ на эмбарго ЕС и введение потолка цен.

Раньше в Европу поставлялось 40-45% добытой нефти. Теперь вся нефть ушла в основном в Китай (107 миллионов тонн), Индию и Турцию. Последняя, кстати, только на перепродаже заработала два с лишним миллиарда долларов.

Фото из интернета
Фото из интернета

Потолок цен был установлен в 60$ за баррель, но он был быстро пробит и уже к концу 2023 года стоимость подходила к 80$ за баррель. Но всё равно России приходилось продавать нефть со скидкой, при этом терпя значительные убытки из-за логистических проблем.

Причём тут хуситы?

Известно, что до мая 2022 года транспортировкой экспортной российской нефти занимались компании из ЕС, Америки и Австралии. На их долю приходилось ⅘ всех международных перевозок. Но морские транспортировки ими прекратились — после введения потолка цен и дополнительного запрета на импорт сырой нефти из РФ. И чтобы как-то компенсировать ситуацию, Россия стала использовать перевозчиков, которые находятся за пределами западных юрисдикций, например, компании из ОАЭ и Китая, а также подстраховалась контрагентами из Либерии, Маршалловых и Сейшельских островов.

Осенью прошлого года начались атаки хуситов на суда, проходящие по красному морю. Но только на те, которые не под российским флагом и флагами перечисленными выше государств. Примерно как в российских дворах в 90-х, когда «своих» не трогали, а грабили только «гостей» из других районов, с которыми не было договорённостей. Конечно, заигрывания с таким контингентом до добра не доводят, но за 2023 год нефтегазовые доходы составили 8,8 трлн рублей. Хотя это почти на четверть меньше чем в позапрошлом году, но всё же сопоставимо с уровнем 2021 года, когда международная ситуация была накалена не так сильно. В целом, Московская биржа отчиталась, что за 2023 год индекс нефти вырос на 56%: это позволило восстановить показатель, который упал в 2022 почти наполовину.

Хуситы по ошибке атаковали танкер с российской нефтью. Фото из интернета
Хуситы по ошибке атаковали танкер с российской нефтью. Фото из интернета

Да, без санкций российские нефтяные компании заработали бы больше, но без «союзников» по перевозке потери были бы намного значительнее. И, судя по общей риторике правительства — оно вполне довольно своими решениями. Хотя, когда оно признавалось в обратном?

Для справки: «Кризис на Красном море начался 19 октября 2023 года, когда поддерживаемое Ираном движение хуситов в Йемене атаковало Израиль, требуя прекращения вторжения в сектор Газа. С октября 2023 по март 2024 года хуситы более шестидесяти раз нападали на суда в Красном море. Чтобы этого избежать, сотни коммерческих судов были перенаправлены вокруг Южной Африки, что удлиняет стандартный рейс на три недели. А расходы на страхование коммерческих судов, проходящих через Красное море, возросли для некоторых израильских судов аж на 250%, а другие вовсе не смогли получить страховку».

Фото из интернета
Фото из интернета

И всё же поставки нефти из России растут, несмотря на санкции. Морской экспорт компенсировал примерно половину потерь непростой предыдущей недели. Восстановление произошло после того, как на основном экспортном терминале в Балтийском море завершились ремонтные работы, а штормы, которые неоднократно обрушивались на её главный тихоокеанский порт в последние недели, начали стихать.

Поставки за неделю до 24 марта выросли примерно на 360 000 баррелей в день. Несмотря на последние санкции в отношении конкретных танкеров, теневой флот готовый перевозить российскую нефть, насчитывает не менее 600 судов и они по-прежнему будут обеспечивать поставки нефти.

Восстановление поставок помогло увеличить российские нефтяные доходы, пишет Bloomberg. Валовая стоимость экспорта сырой нефти увеличилась до $1,68 млрд за семь дней до 24 марта с $1,48 млрд за период до 17 марта. Средний доход за четыре недели также вырос, увеличившись примерно на $15 млн до $1,62 млрд в неделю. Ну и кому на Руси во все времена жить хорошо?..