Найти тему
Журнал «Армия»

ОФИЦЕР, УЧЁНЫЙ,АНАЛИТИК

21 февраля исполнилось 50 лет начальнику информационно-аналитического управления Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь полковнику Артёму Буторину. Офицер в прошлом году стал известной медийной персоной. Основанием для этого стало участие коллектива, возглавляемого Артёмом Олеговичем, и его лично в разработке проектов обновленных Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Республики Беларусь — важнейших документов, закрепляющих совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по защите от внутренних и внешних угроз, консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов, а также определяющих государственную политику в области обороны, направленность отечественного военного строительства. Заслуги офицера отмечены медалями «За отличие в воинской службе», «За безупречную службу» I, II и III степени. Встреча с этим неординарным человеком обещала быть интересной.

Суворовец Буторин
Суворовец Буторин

ПОЛКОВНИК В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНИИ

— Товарищ полковник, расскажите немного о себе.
— Родился я в Минске в семье офицера. И кстати, я уже третий полковник в династии офицеров! Мой дед фронтовик прошел через две войны — с фашистской Германией и милитаристской Японией, закончил службу начальником гарнизонного госпиталя. Отец всю жизнь посвятил военной службе в Советской Армии и долгое время передавал свой опыт молодым офицерам, будучи наставником в одной из военных академий СССР. Поэтому я не понаслышке знаю, что такое жизнь в гарнизонах. Начало моей
жизни прошло в Севастополе и Закарпатье. Потом отец поступил на учебу, и мы
переехали в российский Калинин, нынешнюю Тверь. По завершении учебы отца направили на Дальний Восток, под Комсомольск-на-Амуре. И в первый класс я пошел в школу маленького военного городка, расположенного в таежной глуши. Затем было возвращение в Калинин, где в 1989 году я поступил в Калининское суворовское военное училище. После его окончания пошел по стопам отца, выбрав Минское ВИЗРУ ПВО, факультет автоматизированных систем управления. Оканчивал уже Военную академию Республики Беларусь. После выпуска меня, молодого лейтенанта, распределили в радиотехнические войска, в батальон управления 49-го радиотехнического полка. С первых
дней офицерской службы я нес боевое дежурство начальником дежурной смены. За два года — 290 боевых дежурств!

Быть военным -- это в генах
Быть военным -- это в генах

САМЫЙ МОЛОДОЙ КАНДИДАТ ВОЕННЫХ НАУК

— Вы, уверен, сделали бы в радиотехнических войсках блестящую карьеру…
— Возможно. Но в 1999 я поступил в очную адъюнктуру Военной академии Республики Беларусь — меня давно привлекала научная деятельность. Три года работал над диссертацией на соискание ученой степени кандидата военных наук, успешно защитился. На тот момент я стал самым молодым в Вооруженных Силах офицером, защитившим диссертацию по военным наукам. Для этого пришлось экстерном освоить курс теории оперативного искусства войск ПВО, сдать кандидатский минимум по этой дисциплине.
— Ученые в погонах, как правило, остаются трудиться на кафедрах вузов…
— Верно. Но меня заметили и посчитали перспективным офицером ученым
специалисты центра военных исследований Министерства обороны Республики
Беларусь. Там мне довелось встать на новую стезю. Передо мной поставили задачи, связанные с анализом военной политики государств, их военных доктрин, в интересах выработки предложений по формированию белорусской военной политики. Вот тогда я впервые с головой окунулся в аналитическую работу. С реорганизацией центра военных исследований в военно научный комитет Вооруженных Сил пришлось погрузиться и в вопросы организации научной деятельности, планирования научной работы в Вооруженных Силах, отбора и подготовки научных кадров высшей квалификации. В определенный момент своей офицерской карьеры я был вынужден расширять свой кругозор и знания в вопросах военной стратегии, отвечая за подготовку разборов мероприятий оперативной подготовки Вооруженных Сил, руководителями которых были министр обороны или начальник Генерального штаба. Во многом этому помогла работа в 2006 году в составе редакционной коллегии первого национального учебника по военной стратегии, автором которого был тогда еще министр обороны генерал полковник Леонид Семёнович Мальцев.
Волею судьбы довелось мне стоять и у истоков формирования информационно аналитического управления Генерального штаба Вооруженных Сил. Вместе с тогда еще полковником Русланом Косыгиным мы закладывали основы системной работы этого органа военного управления. Потом были годы службы с полковником Игорем Демиденко, нынешним генерал майором, начальником факультета Генерального штаба Военной академии. Ну а в 2018 году уже я возглавил информационно аналитическое управление Генерального штаба Вооруженных Сил.
— Почему вы не взялись за работу над докторской диссертацией?
— Дипломированный ученый реализует свой потенциал в тех делах, которые
он делает для государства. Написать докторскую — не самоцель. Во-первых, для
такой работы надо созреть. Во-вторых, необходимо выбрать действительно серьезную тему. И в третьих, глубоко заниматься исследовательской работой. В своей должности я не имею времени серьезно погрузиться в научные исследования и был бы вынужден ограничиться полумерами. А так не получилось бы эффективно руководить выполнением задач управления и одновременно писать фундаментальный научный труд в виде докторской
диссертации. На мой взгляд, если делаешь дело, то делай его качественно и до конца. Тем не менее я считаю, что системное мышление как у ученого у меня сложилось. И это позволяет видеть недоработки в научных трудах молодых диссертантов. Возможно, после увольнения в запас у меня появится время погрузиться с головой в докторскую.

-3

ЧАСТИЧКА МНОГОЛЕТНЕГО ТРУДА

– Артём Олегович, что вы считаете вершиной своего многолетнего труда?
– Я поучаствовал в разработке трех военных доктрин нашей страны. Несомненно, любой документ такого уровня – это коллективный труд. Но и частичка моего труда в этом есть. Мне посчастливилось работать с людьми, писавшими первую Военную доктрину независимого белорусского государства. При подготовке доктрины 2002 года я как офицер центра военных исследований Министерства обороны только учился азам этого труда.
В работе над текстом доктрины 2016 года уже сам организовывал этот процесс.
Вместе с Павлом Муравейко, который на тот момент возглавлял главное оперативное управление Генерального штаба, мы сформировали основную идею, «костяк» документа, который затем шлифовался и наращивался формулировками во многих государственных органах.
Сегодня идет работа над очередной редакцией этого доктринального документа. Во многом я считаю его и своим детищем, хотя у доктрины, как правило, много отцов. Фактически «кирпич» новой редакции Военной доктрины был написан в течение семи месяцев, что в три раза быстрее, чем готовился предыдущий документ.

— Как рождается Военная доктрина?
— Военная доктрина не появляется спонтанно. Есть определенные методики, выработанные национальные подходы, в которых заложены механизмы написания формирования такого серьезного документа. Разумеется, сначала выкристаллизовывается основа. Первичной фазой выступает предельно объективная оценка складывающейся военно политической обстановки.
В процессе повседневной деятельности мы анализируем трансформацию взглядов руководства иностранных государств на роль и место военной силы в разрешении споров на международной арене. Отслеживаем изменения в формах и способах ее применения. Анализируем, где наша военная политика становится уже не столь эффективной в ответ на изменения, происходящие в мире. На следующем этапе, исходя из анализа тенденций в развитии военно
политической обстановки, формируется «матрица» военных опасностей, которые для страны на текущий момент времени и ближайшую перспективу будут иметь актуальность.
В следующую фазу работы мы анализируем, каким образом эти опасности можно нивелировать либо устранить. Формируется система мер по обеспечению военной безопасности государства. При этом основной упор делается на предотвращение войн и вооруженных конфликтов. Дальнейшая работа строится исходя из допущений, что военные опасности могут перерасти в военные конфликты. Поэтому на следующем этапе мы оцениваем, в какие
типы военных конфликтов может быть втянута наша страна с учетом ее географического положения, особенностей и размера территории, количества населения, экономики страны, характера отношений между соседними государствами и коалициями государств и других факторов. Все это позволяет провести категоризацию военных конфликтов, определить их характер и особенности, которые будут иметь место именно для Республики Беларусь.
Определение характера вероятных военных конфликтов, в свою очередь, позволяет определить цели, которые будет преследовать Республика Беларусь в том или ином его виде. Из этого выстраивается система применения военной силы для вооруженной защиты государства, определяются задачи структурным компонентам военной организации государства, другим государственным органам, завязанным на оборону страны. Исходя из этого, формулируются основные направления строительства военной организации государства.
А завершается работа над военной доктриной определением военно экономических основ обеспечения военной безопасности и обороны страны, определением задач системы обеспечения. Как видите, работа над текстом военной доктрины — огромный труд большого числа экспертов в различных областях — в законодательстве, безопасности, политике, экономике, финансах, военно промышленном комплексе. И все это необходимо свести воедино.
Оценка соответствия Военной доктрины характеру военно политической обстановки идет постоянно — это одна из функций информационно аналитического управления. Вместе с тем мы вырабатываем предложения руководству Вооруженных Сил по формированию военной политики государства.
— Какие новшества заложены в текст новой редакции Военной доктрины?
— Прежде всего отмечу, что новая редакция Военной доктрины сохранила свою миролюбивую направленность, устремление белорусского народа жить
в мире с соседями, его приверженность к использованию военной силы только
в качестве крайней меры. Таким образом, теоретическая и методологическая
основы доктрины остались без кардинальных изменений. Вместе с тем по совокупности внесенных изменений и дополнений можно с уверенностью сказать: очередная редакция Военной доктрины — это, по сути, новый документ. Он стал носить более адресный характер. В нем без размытых дипломатических формулировок открыто названы своими именами источники военных опасностей для нашей страны. Реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военных опасностей по уровням риска, вызова и угрозы, что формирует в нашем законодательстве правовую основу для реагирования, не дожидаясь момента, когда нападение на Республику Беларусь
уже неизбежно и действовать уже поздно. Уточнена классификация военных конфликтов для условий Республики Беларусь. Детализированы вопросы исполнения союзнических обязательств нашего государства. Четко обозначена государственная вертикаль с разделением функций по обеспечению военной безопасности и обороны Республики Беларусь, начиная от Президента, заканчивая отдельными белорусскими гражданами. По-новому осмыслены направления военного строительства. И целый ряд других нововведений.

ОСОБЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ

— Товарищ полковник, объясните: кто такие военные аналитики?
— Проблемы организации эффективной работы информационно аналитических структур в последние годы вызывают бурные дискуссии на различных форумах и площадках. Как за рубежом, так и в нашей стране. Прилагательное «аналитический» все шире стали использовать в названиях создаваемых структур, работающих в рамках оценки процессов и явлений в различных сферах. Однако при более внимательном рассмотрении зачастую смена
названия мало что меняет в функциях, выполняемых этими структурами. Они иногда почти ничем не отличаются от редакторских или чисто справочно статистических. В моем понимании сущность аналитической работы в военной сфере заключается в оценке информации и выработке рекомендаций для принятия адекватных решений с целью реализации эффективной военной политики. Вместе с тем хочу сделать акцент на том, что аналитика по своей сущности тоже может быть разная.
Первое направление — это так называемая аналитика реактивного типа, или «ситуационные центры». Она связана с оперативной работой в рамках полученных заданий по анализу проблемных ситуаций и обоснованию вариантов управленческих решений на краткосрочную перспективу с целью стабилизации проблемной ситуации. В большей степени к этому направлению
можно отнести работу специализированных аналитических структур, которые отслеживают те или иные признаки и по имеющимся методикам делают вывод о вероятности возникновения той или иной ситуации. Ключевым здесь является то, что перечень таких ситуаций известен и разработан заранее в рамках имеющихся методик. Второе направление — так называемая аналитика стратегического прогнозирования, или «когнитивная аналитика». К ней относится постоянный мониторинг состояния складывающейся обстановки в сфере обеспечения военной безопасности, анализ тенденций по изменению взглядов на формы и способы применения военной силы в современных военных конфликтах, прогнозирование развития форм и способов действий войск в конфликтах будущего, выявление проблем.
В этом случае аналитическая работа связана с «формированием модели будущего», зачастую не имеющей готовых решений и заранее подготовленных вариантов развития ситуации при наличии того или иного влияющего на ситуацию фактора.
Очевидно, что для первого направления вполне возможно подготовить специалиста, владеющего методиками и инструментами обработки больших информационных массивов, выбора из них определенных влияющих факторов, их сопоставления с имеющимися возможными вариантами развития обстановки. Причем подготовить в достаточно короткие сроки. Но это будет очень узкий специалист, не обученный творческим решениям и выходу за рамки имеющихся вариантов развития обстановки. И здесь возникает проблема неспособности такого специалиста «объять картину в целом» и выявить новые, нестандартные факторы, которые могут привести к изменению ситуации в далекой перспективе. В экспертной среде эта ситуация называется «проблемой черного лебедя».
Решить ее должно второе направление в аналитике — «стратегического прогнозирования». Однако вопрос подготовки кадров для аналитической работы во втором направлении стоит более остро, чем для первого. Неслучайно сегодня в среде экспертов идут ожесточенные дебаты о том, возможно ли подготовить аналитика, способного на стратегический анализ, и сколько этот процесс подготовки займет времени.
— Какие общие тенденции развития военно-политической обстановки вы наблюдаете сегодня?
— Мы однозначно видим разрушение системы международных отношений, основанной на международном праве. В первую очередь идет демонтаж создававшихся десятилетиями механизмов контроля над вооружениями и поддержания стабильности. И если раньше система договоров обеспечивала баланс сил на минимальном уровне оборонной достаточности, то сегодня уже
ничто не сдерживает государства от реализации их агрессивных планов. В Европе бесконтрольность служит толчком к новому витку гонки вооружений. Растущий уровень милитаризации, ничем не ограниченный рост военной мощи создает у региональных государств иллюзию, что все проблемы можно решить силой. Не случайно сегодня видна тенденция по наращиванию государствами военных бюджетов, закупке наступательных вооружений для своих армий, увеличению численности войск, проведению бесконечных учений у границ оппонентов. А в целом ускоряющаяся милитаризация планеты повышает
вероятность развязывания полномасштабных военных конфликтов во всех регионах мира. Пример — Украина. Продолжающееся военное противостояние на ее территории несет в себе угрозы для глобальной безопасности. Многие эксперты называют этот военный конфликт решающим для выстраивания дальнейшего мироустройства. Но при анализе развития ситуации необходимо учитывать и другую сторону. В условиях военной эскалации мы принимаем адекватные меры и выверенные решения. В частности, речь идет о более интенсивном задействовании потенциала региональной группировки войск (сил) Беларуси и России, расширении формата сотрудничества с нашими военными союзниками, размещении на территории нашей страны тактического ядерного оружия. В комплексе это позволяет значительно охладить милитаристский пыл наших оппонентов. Не напрасно министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Виктор Хренин, подводя итоги работы за 2023 год, подчеркнул, что наше главное достижение — мир на белорусской земле, созидательный труд нашего народа. Считаю, что свой посильный вклад в этот итог внесла и работа подчиненного мне информационно аналитического управления Генерального штаба Вооруженных Сил.

Сергей Алексеевич, «Ваяр». Фото Владимира Блинова и из архива Артёма Буторина

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

СВО
1,21 млн интересуются