Так называемый «индийский контракт» в свое время помог вывести завод из кризисной ситуации, улучшить материальное положение трудового коллектива, сохранить и модернизировать производство, благодаря которому армия сегодня получает современную эффективную бронетехнику. Ветеран Уралвагонзавода Георгий Старостин в девяностые работал заместителем директора по экономике и был непосредственным участником тех исторических событий. Сейчас Георгий Александрович живет в Москве. Недавно один из видных членов команды Николая Малых навестил родной город, и корреспонденты газеты «Машиностроитель» воспользовались его приездом, чтобы встретиться и задать несколько вопросов.
– Георгий Александрович, скучаете по заводу, по Тагилу?
– Да, конечно. Называю Нижний Тагил своей малой родиной, здесь я родился, сорок лет отработал на Уралвагонзаводе. Коллектив здесь хороший, сплоченный. Я приезжаю сюда раз в год-два. В Тагиле у меня живет младший брат. Обязательно встречаюсь со старой гвардией. К сожалению, нас становится меньше. Недавно не стало Леонида Матвеева…
– Расскажите о своей трудовой биографии. Как вы стали соратником Николая Александровича Малых?
– В 1964 году я окончил машиностроительный техникум, но сначала попал не на УВЗ, а в Северодвинск, где строился атомный подводный флот. Оттуда призвался в армию, в ракетные войска стратегического назначения, а после демобилизации вернулся в Нижний Тагил и устроился на Уралвагонзавод. Начинал мастером в цехе 760 на участке «колпаков». В то время завод переходил на Т-72, и меня перевели на экспериментальный участок. Также я был технологом – мне больше всего нравилось работать по этой специальности. Это творческая работа: видишь результат своего труда.
– Как вы от производства перешли к экономике?
– Поступил в СИНХ. С 1976 по 1982 год проработал начальником БОТиЗ, начальником отдела труда. В 1991 году, в разгар так называемой перестройки, меня назначили заместителем директора по экономике.
– Что это было за время?
– Трудное. Зарплату задерживали до трех месяцев, заказов было мало, да и рассчитывались с нами не живыми деньгами, а ГКО (государственными казначейскими обязательствами). За их обналичивание банки брали проценты. Минобороны заказывало минимальное количество машин, вагонное производство упало, дорожно-строительная техника не приносила прибыли. Более-менее нас поддерживали цистерны. Такие были дела… Помню, иду по проспекту Вагоностроителей и вижу такую картину: ребенок просит маму купить ему в киоске шоколадку, а мама отвечает, что ей не платят зарплату и денег у нее нет. Я извинился, предложил купить мальчику сладости, но женщина отказалась.
– Как государство помогало выйти из кризиса?
– В 1999 году ситуацию на заводе рассматривали на заседании правительства с точки зрения оказания помощи. Заседание вел Владимир Путин. В то время он был исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ. Мне понравилось, как он вел заседание: давал четкие указания помочь, выделить, рассмотреть… Завод хорошо знали на самом верху и старались помочь.
Важная заслуга руководства УВЗ в те времена, что не дали приватизировать завод. Оборонные предприятия должны находиться в собственности государства.
– Как поменял ситуацию индийский контракт?
– Когда мы его получили, к нам намного уважительнее стали относиться банки: завод получил выгодные предложения по сотрудничеству. Чтобы поставлять технику по контракту, нужны были комплектующие. Заводы-комплектаторы тоже были в кризисной ситуации. Нужно было срочно перечислить им деньги, чтобы они запустили производство. Помню, приехали мы в московский банк на Кузнецком мосту. Нужно было проплатить комплектовку. Начали работать в обед, полшестого сотрудники говорят, что рабочий день окончен. А у нас еще целая стопка платежек. Тогда я пошел к вице-президенту, поговорил с ним, и банк работал до полчетвертого утра, чтобы перечислить средства нашим поставщикам.
Еще один факт расскажу. Однажды в течение недели мы спецрейсом облетели всех крупных комплектаторов страны, встречались с директорами, договаривались о сроках и объемах поставок, проговаривали, что им для этого было нужно. Работали как в военное время.
– Как удалось справиться с таким объемом работы?
– Считаю, что во всем этом большая заслуга Николая Малых. Он умел добиваться того, что задумал. И нас, команду, умел настроить так, что мы, как говорится, клином шли, таранили, как ледокол. И сам Николай Александрович много и плодотворно работал. Комсомольская закалка была у него.
– Что пожелаете заводчанам?
– Желаю, чтобы завод наш развивался, процветал. Чтобы люди приходили на работу с удовольствием и уходили с чувством, что сделали все, что нужно. И на душе была искорка радости, что день прожит не зря. Чтобы зарплату платили вовремя. Росли дети, а потом приходили на завод, и коллектив пополнялся молодыми инженерами и рабочими.
Текст: Леонид Кононов
Фото: Дмитрий Хакимов