Найти тему

Егор, ты чего, проектируешь интерфейсы без jtbd, cjm и прочих зверей?! Фу таким быть!

Когда подробно рассказываю о своей работе, часто слышу подобные вопросы. Неужели я не провожу исследований, не рисую портреты персонажей, кастомер джорней мэпы, не прописываю джобы ту би даны?

Отвечу раз и навсегда. Нет, я этого не делаю. Конечно, во время проектирования я и исследую, и работаю с требованиями, и думаю о целевой аудитории и контексте применения интерфейсов. Без этого получилась бы полная шляпа. Но я не выпячиваю это клиентам и не предлагаю им никаких дополнительных артефактов, кроме интерактивных прототипов.

Мои клиенты редко когда являются профессионалами в том, чем я занимаюсь. Покажи им файл с красивой ветвистой cjm — и что они с ним сделают? Ну, допустим, согласуют. Но не понимая, что именно они согласуют. Лучший cjm в моём случае — это сам интерактивный прототип. Ходи себе по любым сценариям и сам всё проверяй, всё перелинковано.

Мне самому эти опорные артефакты почти никогда не нужны, я удерживаю всю необходимую информацию в заметках, голове и в прототипах.

А вот если мне нужно передать документ от профессионала к профессионалу — то тут можно сделать исключение. Опытный проектировщик, взяв в руки, например, подробную cjm, быстро въедет в суть. Но что-то я не припоминаю, когда мою работу заказывали и согласовывали опытные проектировщики.

Ещё одно забавное наблюдение. Как-то раз я через плечо рассматривал учебную работу студента Яндекс.практикума. Там как раз были cjm, затем мокапы, затем непосредственно прототип. Финальная версия прототипа явно не соответствовала предшествующим ему артефактам. И у меня возник резонный вопрос: будет ли автор вносить правки в первоначальные артефакты или смысл имеет лишь финальный результат? И ответ очевиден: правки в cjm вноситься не будут. О них вообще позабудут ближе к сдаче дизайна.

Подытожу.

— Я считаю, что дополнительные артефакты в процессе проектирования либо нужны непосредственно проектировщику (например, если это начинающий специалист, либо это экстремально сложный проект, где без них не обойтись), либо для передачи от профессионала к профессионалу. Продавать их клиенту — в моих глазах это попытка сделать так, чтобы услуга казалась сложнее и дороже;
— Я использую большинство из перечисленных методов и подходов, просто не в чистом виде. Для того, чтобы сделать прототип, я так же, как и остальные, исследую конкурентов, представляю целевую аудиторию и контекст использования интерфейса, прикидываю пользовательские сценарии, отталкиваясь от функциональных требований и на их же основе проверяю, насколько интерфейс помогает решать поставленные задачи.

Кстати, тестирование прототипов на живой аудитории в моей практике — это очень редкий зверь. Так уж сложилось. Это не значит, что я не уважаю этот подход и не применяю при подходящих случаях.