Этот фильм появился на экранах в 1983 году. Режиссёру Евгению Гинзбургу (до этого он уже заслужил признание как постановщик нескольких телевизионных бенефисов) удалось собрать здесь весьма звёздный актёрский ансамбль. В частности, в «Рецепте её молодости» снимаются Армен Джигарханян, Александр Абдулов, Олег Борисов, Анатолий Ромашин, Сергей Шакуров... Причём они тут не только играют, но ещё и поют своими голосами.
Ну а в главной роли здесь задействована великолепная Людмила Гурченко. Это и вправду удивительная актриса. Всегда находятся люди, которым она принципиально не нравится. В то же время есть огромное множество зрителей, которые буквально в восторге от её уникальной актёрской манеры.
Героиню Гурченко зовут Эмилия Марти, она — знаменитая певица и звезда варьете. Все уверены, что ей около тридцати, но на самом деле её возраст превышает триста лет!
Как-то раз она приезжает на гастроли в некий европейский городок. И ещё до своего концерта отправляется к адвокату Коленатому. Тот в этот момент как раз занят весьма сложным делом — его клиент Альберт Грегор спорит за наследство с бароном фон Прусом...
Роль Грегора, кстати, исполняет Александр Абдулов. Весь фильм он ходит в белом костюме, и это ему очень идёт. Стоит, впрочем, вспомнить, что в таком виде он уже появлялся на экранах год назад — в картине по сценарию братьев Стругацких «Чародеи» (1982).
Адвокату кажется, что у Грегора уже не остаётся никаких шансов на выигрыш в процессе, но появление Эмилии всё меняет. Оказывается, она знает, где хранятся документы, которые могут подтвердить право Грегора на наследство. А рядом с этими документами лежит ещё и некая бумага, на которой написан старинный рецепт средневекового алхимика Макропулоса. Средство, изготовленное по этому рецепту, способно продлить молодость на три сотни лет. Позднее выясняется, что Эмилия — дочь Макропулоса. На ней он в конце XVI века опробовал свой эликсир, и... он сработал. С тех пор она живёт на этом свете, периодически меняя имена.
Проблема заключается в том, что триста лет уже прошло. А значит, ей надо снова приготовить и употребить средство, придуманное отцом. В противном случае она превратится в старуху и умрёт.
Когда обо всём этом становится известно нескольким другим персонажам, они тоже начинают искать чудесный рецепт. Среди этих персонажей не только Грегор и фон Прус, но и, например, бывший возлюбленный Эмилии — Бомбито (играет Сергей Шакуров). Когда-то она поделилась с ним секретом эликсира, и теперь ему тоже нужна новая порция. Также о волшебном средстве узнаёт некий граф Гаук, периодически впадающий в старческое слабоумие (его играет Армен Джигарханян). В прошлом он был ухажёром Эмилии. Причём он знал её ещё под другим именем — Евгения. В итоге именно Гаук разрешил возникшую интригу. Он просто съел бумагу, на которой написан рецепт. Он подумал, что как раз это действие продлит ему жизнь… Говоря иначе, тайна эликсира была безвозвратно утеряна, и никто не получил желаемого.
Фильм снят по мотивам философской пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса». Но по сравнению с первоисточником фильм получился гораздо более лёгким. Упор здесь сделан, скорее, на развлекательности, на тонком юморе, на музыкальной составляющей...
«Рецепт её молодости» можно смело называть мюзиклом — ошибки не будет. Здесь звучит действительно много песен. Причём некоторые из них дополняются ещё и масштабными сценическими/танцевальными номерами. И хотя советская хореография совсем не похожа на нынешнюю, в ней есть своё обаяние, свой шарм…
Реквизит, сценарий, мастерство актёров, режиссура, тексты песен — всё это здесь на достаточно высоком уровне. Однако большим хитом на все времена «Рецепт её молодости» не стал. Так иногда бывает: вроде все необходимые элементы в картине присутствуют, но при этом зритель почему-то считает её, скорее, проходной.
Как ни крути, смотреть «Рецепт её молодости» сегодня интересно. Те, для кого это будет первый просмотр, получат возможность оценить игру известных актёров в ранее незнакомых образах. В свою очередь те, кто видел «Рецепт её молодости» раньше, смогут просто в очередной раз насладиться милым и добрым фильмом, снятым в далёкие и прекрасные восьмидесятые.