Противодействие терроризму в странах БРИКС, 27.03.2024
Очевидно, что после событий 22 марта 2024 г. в повестку Саммита БРИКС в Казани будет внесен вопрос по дальнейшему углублению сотрудничества в области борьбы с терроризмом.
TV BRICS: Какие практические меры и механизмы сотрудничества между странами БРИКС уже существуют в области борьбы с мировым терроризмом?
Р.Д. Гребнев: В год председательства России в БРИКС в 2020 г. была принята Антитеррористическая стратегия БРИКС, в которой были установлены принципы и приоритеты межгосударственного взаимодействия по вопросам борьбы с терроризмом. Реализация Стратегии была поручена Рабочей группе БРИКС по антитеррору, в порядке деятельности которой на постоянной основе осуществляется обмен оперативной информацией, содействие в уголовном преследовании террористов и финансирующих терроризм лиц. Также происходит разработка предложений по совершенствованию национальных законодательств и принятию подзаконных актов, призванных снять правовые барьеры между странами БРИКС в области борьбы с терроризмом. Стратегической задачей Рабочей группы является принятие Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме на Саммите ООН. Этот шаг требует консолидации дипломатических ресурсов стран БРИКС и их союзников.
TV BRICS: Как эффективно страны БРИКС могут объединить свои усилия и ресурсы для противодействия различным формам терроризма и экстремизма?
Р.Д. Гребнев: Расширение БРИКС фактически содействует усилению коллективной антитеррористической безопасности. Новые члены БРИКС расширяют географию ее совместного обеспечения. Вместе с тем очевидно, что потенциал развития коллективной безопасности БРИКС состоит в своевременном обмене разведданными о подготовке террористических актов и формировании экстремистских течений, о которых становится известно участникам межгосударственного объединения. Таким образом, возможные меры по усилению борьбы с терроризмом связаны с упреждением возможных угроз наряду с дальнейшим сближением уголовно-правовых систем и развитием сотрудничества по линии правоохранительных органов. Особую роль в противодействии терроризму может выполнять финансовый мониторинг. В этой связи опыт России, Китая и Индии в области финансового мониторинга, способствующего выявлению каналов финансирования терроризма, может быть передан другим странам БРИКС.
TV BRICS: Какие инициативы и соглашения могут быть предложены для укрепления сотрудничества между странами БРИКС в области безопасности и противодействия террористическим угрозам и вызовам?
Р.Д. Гребнев: Геополитический раскол в мире свидетельствует о необходимости разработки порядка признания политических режимов зарубежных государств террористическими. Палестино-израильский конфликт является ярким подтверждением этому тезису. Систематическое нарушение Украиной норм международного гуманитарного права, выражающееся в атаках на мирных граждан России, проживающих в Белгородской области и не только, так же является весомой предпосылкой признания политического режима отдельного государства террористическим. В случае разработки и принятия документа, регулирующего признание того или иного политического режима террористическим, отдельную категорию стран-спонсоров терроризма могут сформировать государства, оказывающие военную и/или экономическую помощь террористическим государствам.