Каким запомнили заместителя командира взвода Илью Наркаева, который погиб в бою под Горловкой
25 марта уроженцу Мордовии Илье Наркаеву должно было исполниться 26 лет. Наш земляк был старшим стрелком и заместителем командира взвода 9-й роты 132-й мотострелковой бригады, которая принимала участие в боевых действиях на северо-донецком направлении. Ефрейтор Наркаев погиб 12 ноября во время штурма террикона «Факел» в поселке Шахты им. Гагарина, неподалеку от города Горловка. Его взвод обстреляли кассетными бомбами. Шансов выжить не было… Глава Мордовии Артём Здунов вручил семье Наркаева орден Мужества, которым Илья был награжден посмертно. Парта героя в честь военнослужащего установлена в трускляйской школе. О бойце спецоперации и своем однокласснике рассказывает Елизавета Янькина.
…Он был хорошим учеником и другом, любимым сыном. Искренний и добрый, тонко чувствовал чужую боль и поэтому всегда приходил на помощь. Илья активно участвовал в школьной жизни, помогал товарищам словом и делом. Рядом с ним все становилось ясным и легким, он был очень отзывчивым…
Илья родился в селе Трускляй Рузаевского района. Через год семья Наркаевых переехала в Саранск. Он окончил четыре класса в школе № 27, затем учился в лицее № 4. После десятого класса перевелся в киржеманскую школу Чамзинского района. Высшее образование Илья получил в Аграрном институте МГУ им. Огарева. Парень ушел в армию — служил в Военном образцовом оркестре Почетного караула. Демобилизовавшись, год проработал в Москве — в департаменте имущественных отношений ВДНХ. Вернулся в Саранск. Трудился мобильным оператором в филиале компании МТС и менеджером в фирме «Комэлектротех»…
«Сверстники и маленькие дети всегда тянулись к Илье, — рассказывает его мама, директор Республиканского дома народного творчества Лилия Наркаева. — Сын со всеми находил общий язык. В числе хороших знакомых сына были даже 50–60-летние мужчины, которые считали его своим другом. Илья всем старался помочь… Он рос патриотом с самого детства. Дедушка Ильи часто брал в руки гармонь и исполнял песни военных лет. Сын любил их слушать. А еще часто смотрел советские фильмы, в которых рассказывалось о любви к Родине. Илья часто вспоминал о службе в Военном образцовом оркестре Почетного караула. Вернувшись из армии, каждое утро начинал с военной музыки. Самыми любимыми произведениями были «Баллада о солдате», «Марш Преображенского полка», «Прощание славянки». Сын включал попурри из военных маршей на мобильном телефоне и шел умываться… Также Илья очень любил творчество Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума, группы «Любэ», Сергея Есенина. Это тоже повлияло на его формирование и гражданскую позицию…»
Илья с детских лет занимался спортом. «Однажды мы пришли поддержать сына на соревнования по плаванию, — вспоминает директор НПО «Сельхозтехника» Виталий Наркаев. — Я тогда сказал: «Илья, мы с тобой! Вместе мы — сила! Соберись! Покажи результат!» И он все сделал как надо. Сыну была очень важна такая родительская поддержка…»
«Илья любил гостить в Киржеманах у родителей мамы и в нашем селе, — рассказывает тетя военнослужащего Светлана Наркаева, учитель мокшанского языка и мордовской литературы трускляйской школы. — В детстве племянник получил электротравму и перенес много операций. Но он был выносливым и стойким… А еще всегда готов был прийти на помощь. Часто звонил и спрашивал: «Здравствуйте, тетя Света! Как вы? Что волнует, какие проблемы? Все решим!» Илья был очень отзывчивым…»
Илья стал участником специальной военной операции по своей воле. Такое решение объяснил патриотическим настроем. Он заключил контракт 12 октября. После чего неделю пробыл в местах боевого слаживания рядом с городом Шахты Ростовской области. Затем две недели учился в Донецкой сержантской школе… 11 ноября, находясь недалеко от города Горловка, прислал близким два последних СМС-сообщения. Первое было адресовано отцу: «Сейчас нас забирают на фронт. Знай, что ты воспитал настоящего мужчину». Второе — младшей сестре Аглае: «Я тебя очень люблю! Береги родителей…»
12 ноября Илья поднял взвод в атаку. Во время штурма терриконов их обстреляли кассетными бомбами. Шансов выжить не было… Ефрейтора Наркаева со всеми воинскими почестями похоронили 1 декабря в селе Трускляй…
«Я долго не могла поверить в случившееся, — говорит Аглая Наркаева. — Воскресный день, когда мы узнали о гибели Ильи, стал самым ужасным в моей жизни… Мне до сих пор очень тяжело и больно. У меня отняли самое дорогое. Мы много времени проводили вместе. Брат любил и оберегал меня, помогал, дарил подарки… А еще часто шутил и устраивал розыгрыши. Это было беззаботное время… Я навсегда запомнила его жизнерадостным, энергичным и добрым». «Что бы ты сказала брату, если бы появилась такая возможность?» — спрашивает корр.«С». «Попросила бы прощения. За все. Сказала бы, что горжусь тем, что именно он — мой брат. Я очень люблю Илью и бесконечно скучаю!» — отвечает Аглая. «Я мысленно постоянно общаюсь с сыном, молюсь, — не может сдержать слез Лилия Наркаева. — Говорю ему: «Сынок, мы очень тебя любим! Гордимся тобой! Пусть тебе будет легко и светло. Всем нам очень тяжело без тебя»…»
P. S. Выпускники саранского лицея № 4 выражают благодарность Лилии и Виталию Наркаевым за то, что воспитали сына достойным человеком. Мы всегда будем помнить Илью!