Найти в Дзене
Стройкод

Виды логистики на маркетплейсах в строительной отрасли: кто отвечает за поставку материалов

При закупке материалов для строительства важно не только правильно рассчитать объемы, но и привезти их на строительную площадку точно к началу работ. Специализированные строительные маркетплейсы помогают найти поставщиков: на них можно быстро сравнить цены и выбрать лучшее предложение. А вот можно ли с их помощью оптимизировать строительную логистику, разберемся в статье. Содержание: Три схемы логистики Особенности строительных товаров Примеры логистики маркетплейсов в строительной отрасли Резюме Маркетплейс — это торговая площадка, где покупатель и поставщик заключают сделку. Есть три вида логистики на маркетплейсах. У схемы FBO есть очевидное преимущество: товары со склада маркетплейса привезут быстрее, чем если продавец будет отслеживать и собирать заказы. Но для строительных материалов такой вид логистики на маркетплейсах имеет ограничения. О них поговорим дальше. Среди товаров для строительства много крупногабаритных, а обращаться с ними сложнее, чем с маленькими. Размеры строител
Оглавление

При закупке материалов для строительства важно не только правильно рассчитать объемы, но и привезти их на строительную площадку точно к началу работ. Специализированные строительные маркетплейсы помогают найти поставщиков: на них можно быстро сравнить цены и выбрать лучшее предложение. А вот можно ли с их помощью оптимизировать строительную логистику, разберемся в статье.

Содержание:

Три схемы логистики

Особенности строительных товаров

Примеры логистики маркетплейсов в строительной отрасли

Резюме

Три схемы логистики

Маркетплейс — это торговая площадка, где покупатель и поставщик заключают сделку. Есть три вида логистики на маркетплейсах.

  1. Хранением и доставкой товаров занимается маркетплейс. Такая схема называется FBO (fulfillment by operator). Материалы лежат на складе площадки, заказ отгружают и доставляют сотрудники маркетплейса.
  2. Поставщик доставляет заказ до пункта приема, а площадка — до покупателя. Это FBS (fulfillment by seller). Материалы хранятся на складе у поставщика, он отслеживает заказы, отгружает товар и передает сотрудникам маркетплейса, а те доставляют их покупателю.
  3. Хранением и доставкой занимается продавец. Название этой схемы — DBS (delivery by seller). При этом виде логистики покупатель на маркетплейсе договаривается об условиях доставки напрямую с поставщиком.

У схемы FBO есть очевидное преимущество: товары со склада маркетплейса привезут быстрее, чем если продавец будет отслеживать и собирать заказы. Но для строительных материалов такой вид логистики на маркетплейсах имеет ограничения. О них поговорим дальше.

Особенности строительных товаров

Среди товаров для строительства много крупногабаритных, а обращаться с ними сложнее, чем с маленькими.

Размеры строительных товаров могут составлять несколько метров, а вес — сотни килограммов и тонны. На скриншоте карточка товара с маркетплейса gdematerial.ru

Во-первых, для них нужно больше места на складе. А так как маркетплейс работает со многими поставщиками одновременно, им нужны огромные площади, чтобы обеспечить хранение материалов. Поэтому сервисы вводят ограничения по габаритам товаров, принимаемых на хранение.

Во-вторых, крупногабаритные и тяжелые товары дорого перевозить. А если их доставкой до покупателя занимается маркетплейс, то путь становится длиннее: сначала надо привезти материалы в пункт приема, а потом на адрес заказчика. Соответственно, увеличиваются расходы.

Исходя из этих особенностей, схема FBO подходит не для всех строительных товаров, что подтверждается на практике.

Примеры логистики маркетплейсов в строительной отрасли

По описанным выше причинам строительные материалы, которые продают на маркетплейсах, как правило хранятся на складе поставщика. А вот доставку площадка может осуществлять сама. Например, так делает Леруа Мерлен. Продавец получает заказ, сам упаковывает товар и передает курьеру маркетплейса.

Так как доставкой занимается торговая площадка, она устанавливает свои правила. Чтобы получить товары из Леруа Мерлен, клиент должен обеспечить возможность проезда грузового транспорта к месту выгрузки. В правилах указано, что если на дороге нет асфальта или грунтового покрытия, то материалы не подвезут к указанному пункту, их придется разгружать там, где грузовик сможет припарковаться.

-2

Фрагмент правил доставки, опубликованных на сайте leroymerlin.ru

Маркетплейс «Где материал» предлагает продавцам разные схемы сотрудничества. Товары могут храниться на складе поставщика или на складе маркетплейса. Доставкой занимается площадка. В зависимости от сложности заказа товары отгружают либо на комплектовочный склад, либо напрямую клиенту.

Новый строительный маркетплейс «Стройкод» пока доставку не предлагает. Площадка работает по схеме DBS. Покупатель договаривается об условиях получения товара напрямую с продавцом. В этом есть свои преимущества: можно не переплачивать за услуги маркетплейса и сохранить уже работающие схемы строительной логистики.

-3

Людмила Лахтина, руководитель продуктовой разработки и внедрения, маркетплейс «Стройкод»:

«Логистика для маркетплейсов имеет много подводных камней и нюансов. И, вместе с тем — это гигиена рынка и удобство клиента: предоставить возможность осуществлять продажи, включая логистику и доставку, в одном окне.

«Стройкод» планирует включать в цикл сделки опцию доставки. Разработка этого функционала в плане третьего квартала 2025 года. За актуальными обновлениями можно следить в нашем канале @anons_stroycode.

На текущий момент в маркетплейсе «Стройкод» реализована статусная модель, где поставщик может вручную отметить, что товар в пути, а покупатель — указать, что товар приехал, и закрыть заявку».

Резюме

Маркетплейсы используют разные схемы логистики в строительной отрасли. Если площадка самостоятельно хранит товары, комплектует и отвозит заказы, это может ускорить доставку, но существенно увеличивает стоимость услуг. К тому же у поставщика могут возникнуть дополнительные расходы, например, если товар не примут на склад маркетплейса из-за неправильно оформленных документов или ненадлежащей упаковки. А для покупателя есть риск срыва сроков доставки, если продавец вовремя не привез заказ в пункт приема.

Рекомендуем к прочтению:

Топ программ для автоматизации снабжения и закупок в строительстве в 2024 году

Закрытый и открытый строительный маркетплейс - что это такое?

Наш канал в Дзен публикует авторские статьи и кейсы по автоматизации снабжения и закупок. Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки 👍

Ознакомиться подробнее со строительным b2b-маркетплейсом Стройкод можно по ссылке

------------------------------------

Больше полезного контента для профессионалов в строительной области читайте на ЦУС Академии. Там мы рассказываем про практику внедрения ИТ-решений в строительстве и развиваем базу знаний о цифровых навыках в строительстве.

Перейти на ЦУС Академию

------------------------------------